В России продолжаются скандалы вокруг ЕГЭ

Печать
PDF
«Динозавры вымрут и придет молодежь, которой не у кого будет учиться. Резкая смена произойдет. Надо полагать, что и школа резко изменится», – так объяснил руководитель находящейся на Камчатке Елизовской физико-математической школы Сергей Новиков основной вызов, с которым столкнется школа в ближайшем будущем.

В четверг школьники сдавали сразу несколько экзаменов – по информатике, биологии и истории. Результаты тестов появились в Сети за несколько дней. А главный скандал вспыхнул в понедельник, когда ответы на задания по русскому языку можно было скачать почти свободно.
Общественного недовольства не сгладили ни пространные заявления Рос-
обрнадзора о том, что виновных накажут, ни слова вице-премьера по социальным вопросам Ольги Голодец о «фальшивках», которые выкладываются вместо ответов, ни комментарий главы правительства Дмит-рия Медведева о достаточности оснований для принятия решения об аннулировании результатов ЕГЭ для тех, кто все это выкладывает в открытый доступ.
Противников у ЕГЭ было достаточно всегда, но есть учителя и директора школ, которые защищают единый государственный экзамен. С одним из них газета «ВЗГЛЯД» и побеседовала о том, какие проблемы действительно важны для сегодняшней школы.
Сергей Новиков – руководитель Елизовской физико-математической школы (Камчатка), педагог, награжденный медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени.
За последние три года ученики Сергея Новикова получили 20 дипломов на международном турнире «Математическое многоборье» (МГУ, Москва), 11 дипломов на международном Турнире городов, 19 дипломов на региональных олимпиадах, 25 дипломов на интернетолимпиаде по математике, 29 дипломов на международной дистанционной олимпиаде «Третье тысячелетие», 9 дипломов на заочной межрегиональной олимпиаде, 74 диплома  на муниципальных олимпиадах. В 2011 году 1 ученик стал призером финала Всероссийской олимпиады и был включен в число кандидатов в состав сборной команды Российской Федерации по математике.
ВЗГЛЯД: Сергей Николаевич, последние скандалы с ЕГЭ вновь актуализировали разговоры о том, что экзамен стоит отменить и вернуться к старой, устной и письменной, форме. Насколько эта идея кажется вам правильной?
С.Н.: Возвращаться нельзя. Давайте не будем делать вид, что мы не знаем, как сдавались экзамены раньше. Шло открытое списывание, учителя помогали, как могли. В вузах экзамены просто продавались. Все-таки ЕГЭ сделал экзамен экзаменом.
ВЗГЛЯД: Но критика ЕГЭ не стихает.
С.Н.: Она отчасти ведется заинтересованными сторонами. Теми же вузами, которые потеряли доходы, учителями, которые боятся, что их ученики не напишут экзамен, ну и родителями – от страха. То, что списывают – все это есть, никто же не отрицает.
Но давайте посмотрим на результаты по прошлому году: по математике 51 «стобалльник» по России. Я думаю, что если бы было повальное списывание, их было бы гораздо больше. Нарушения есть, за них нужно наказывать жестко.
ВЗГЛЯД: Уже существует идея «уравнять» время экзаменов, чтобы варианты с Дальнего Востока не попадали в европейскую часть страны до ЕГЭ. Это разумное предложение?
С.Н.: Как минимум время можно сместить так, чтобы «запад» начинал раньше, чем «восток» закончил, то есть «восток» еще не вышел из аудитории, а «запад» уже сел за парты. Я думаю, что возможно, хотя уже пишут, что это нельзя делать, потому что дети окажутся в неравных условиях: кто-то будет писать утром на свежую голову, а тот же Дальний Восток будет писать вечером, когда «голова забита». Но, я думаю, возможно попробовать сблизить время.
ВЗГЛЯД: Что еще можно сделать, чтобы предотвратить списывания? ОМОН поставить у школы?
С.Н.: У нас здесь, на Камчатке, стоит полиция на входе, стоят рамки, чтобы не было телефонов. И учителя, в общем-то, доступа в помещение школы не имеют вообще.
ВЗГЛЯД: Как же так получается, что ответы все равно попадают?
С.Н.: А вы вообще уверены в том, что это те ответы, простите? Мне просто стало интересно – я набрал запрос «продам ЕГЭ», нашел несколько вариантов. Но, честно говоря, ни один из них мне доверия не внушил. Просто какие-то ребята пытаются зарабатывать деньги обманом. Понятно, что у них нет ничего. Но, опять-таки, 51 «стобалльник» за прошлый год по математике – я не знаю, какие еще доказательства нужны. Списать очень трудно, если вообще возможно.
ВЗГЛЯД: Кажется ли вам разумной идея, когда своих учителей при ЕГЭ вообще нет? То есть когда, например, учителя из Сибири приехали проверять, контролировать, скажем, экзамены на Камчатке?
С.Н.: Я думаю, что в этом нет необходимости, потому что учителя в школы не допускаются. Мало того – дети пишут не в своей школе. Потом – они сидят по одному, места заранее расписаны, кто куда сядет. Сидят в одном кабинете дети из разных школ.
Что касается того, чтобы выезжать в другой регион учителям – это, во-первых, дорого, во-вторых, неразумно. Другое дело, что часть «А» и часть «В» проверяется машиной, компьютером, а часть «С» проверяется людьми, педагогами. Насколько я знаю, я в комиссии участвую, работы приходят к нам анонимно. Но, судя по всему, на Камчатку приходят камчатские работы, в Иркутск – иркутские, в Москву – московские. Вот тут бы разумно как раз на Камчатку, скажем, присылать иркутские, в Иркутск – томские, в Томск – московские и т.д.
Отмечу, что проверка ведется двумя педагогами независимо. Эти пары все время меняются. Никто не знает, кто с кем проверяет одновременно. Если баллы не совпадают, тут же идет перепроверка.
Проблема есть, но она совершенно из другой области. Существует опасность, что Москва хочет спустить на регионы финансирование ЕГЭ – вот это плохо. Экзамен будет хуже финансироваться, значит, будет проводиться менее строго.
ВЗГЛЯД: То есть будет коррупция?
С.Н.: Возможно, да. Как только пойдет послабление – появятся лазейки.
ВЗГЛЯД: Насколько, на ваш взгляд, адекватен ЕГЭ по точным наукам, по математике?
С.Н.: Очень хороший экзамен. Во-первых, математика – единственный предмет, где нет задач, нет части «А», где надо выбрать один из правильных ответов. Нет, нужно все посчитать. У нас остались только часть «В» и часть «С». Задания в части «В» достаточно простые, чтобы решить их, обладая элементарным набором знаний.
И в то же время часть «С» очень серьезная. «С1», «С2» – они школьные, то есть чтобы нормальный школьник безо всякой дополнительной подготовки смог получить свою «пятерку». «С3» – это уже уровень вступительного экзамена. «С4» – это уровень вступительного в хороший вуз. «С5» – уровень вступительного в МГУ. «С6» – олимпиадный уровень. Кто как выучил, тот так и напишет.
ВЗГЛЯД: Но может не написать? Все-таки тест. И талантливый ученик может не попасть в вуз?
С.Н.: Олимпиадная система работает. У нас призер всероссийской олимпиады поступает в любой вуз без экзаменов, вплоть до мехмата МГУ.
Мы – одни из лидеров в мире, на данный момент практически вся математическая элита в мире – это наши соотечественники, тот же Перельман, тот же Смирнов. Это как раз бывшие олимпиадники, победители международных олимпиад по математике. Созданы и вузовские олимпиады. Создан совет ректоров под председательством Виктора Садовничего, ректора МГУ. Вуз проводит олимпиаду, подает заявку в этот совет. Совет ректоров ее принимает или не принимает. Если принимает, значит, он входит в перечень. И тогда по результатам олимпиады вот этого вуза можно поступать. Через олимпиады сейчас поступает достаточно большое количество учеников.
Право на двойку.
ВЗГЛЯД: Еще одна претензия состоит в том, что обучение, особенно в старших классах, вообще превратилось в натаскивание на ЕГЭ, в решение типовых задач и т.д. Что это даже не обучение уже в прямом смысле слова?
С.Н.: К сожалению, такая проблема есть. Почему так получается? Давайте рассмотрим такую ситуацию: два учителя – у одного, допустим, ЕГЭ десять человек написали на 90 баллов – шикарный результат, и три человека у него получили двойки, то есть не прошли порог; а у другого все ученики набрали не более 50 баллов, то есть низкий результат, но зато у него все перешли порог. Он натаскал всех.
Хорошим будет считаться именно второй учитель. Первый будет плохим: у него есть двоечники. У учителя нет права на двойку. Если у него вдруг кто-то не написал – это беда, его за это наказывают. Учителя сейчас просто совершают героические вещи – они заставляют, натаскивают тех, кто не может, тех, кто не хочет. На умных времени не осталось. Если дать учителю право на двойку, то ситуация изменится.
ВЗГЛЯД: Дать право на двойку – это что? Выгонять из школы детей? Оставлять их на второй год? Но двоек действительно почти нет. А что делать с этими детьми?
С.Н.: Ну, а какой смысл его держать в школе?
ВЗГЛЯД: Понятно, что нет никакого смысла.
С.Н.: Вы понимаете, уровень образования в стране упал. И он упал не сегодня и не вчера – он упал, собственно говоря, с введением всеобщего обязательного среднего образования. Вот когда ввели всеобщее обязательное, учителя стали обязаны выпустить всех, всем поставить не ниже трех. Ну и все, учись – не учись, тебя выпускали. Ученики это прекрасно знали.
Я думаю, выгонять нельзя. Просто этот лоботряс не получит аттестат. Чтобы получить аттестат, нужно учиться. Не учишься – не получаешь. А сейчас получают все.
Качество и демография.
ВЗГЛЯД: При этом падение качества образования связывают именно с ЕГЭ...
С.Н.: Это не так. Просто ЕГЭ вскрыл то, что есть на самом деле. Вот результаты – да. Оказались просто удручающими. Потому что минимальный порог не преодолеть – я как математик говорю – это надо просто не знать математику. И вдруг оказалось, что у нас огромный процент детей просто не знает. Порядка 12–15%.
ВЗГЛЯД: Вузы жалуются – плохие абитуриенты...
С.Н.: Это правда, абитуриенты стали слабее. Но только ЕГЭ-то тут ни при чем. У нас страна, в которой около 140 млн населения. У нас должно быть 2 с половиной миллиона выпускников, число вузов рассчитано именно на такое количество. А у нас их сейчас 700 тысяч. Ну и, естественно, в вузах недобор – они берут кого попало. Они берут двоечников и потом удивляются, какие слабые дети – виноват ЕГЭ. ЕГЭ вообще ни при чем. Просто нет детей. Ведь школы сейчас заполнены на треть, по сравнению с советскими временами.
ВЗГЛЯД: Еще одно общее место сегодня – то, что дети благодаря компьютеру, благодаря интернету, просто гораздо хуже стали сами по себе безотносительно того, что это всеобщее образование. У вас есть такое ощущение, что цифровой век их испортил? Или это из области мифов?
С.Н.: Виноват не цифровой век, конечно. Хотя дети стали слабее, да. Тут, я думаю, другие проблемы. Одна проблема в самих детях точно – детей стало меньше. Дети хуже питаются, чем в те времена. Это сказывается. На самом деле дети перегружены, а вроде как знают меньше.
Другая сторона – учителя. В советские времена учитель имел ставку – 18 уроков в неделю. Это считалось идеалом. 27 часов – полторы ставки – только с разрешения управления образования в случае жесткой необходимости. Выше 27 – ни под каким предлогом. Сейчас же учителя имеют по две, по три ставки, потому что иначе не выжить.
ВЗГЛЯД: А это сколько часов? Просто для сравнения.
С.Н.: 18 часов – ставка, то есть выходит 36 часов, за 40 переваливает. Самый добросовестный учитель не сможет качественно вести такое количество часов.
ВЗГЛЯД: Эти часы – почему? Потому что детей мало? Или потому что зарплаты низкие?
С.Н.: В первую очередь зарплаты, конечно. Все для того, чтобы учитель нормально получал. Сейчас говорят, что учитель получает не так уж и плохо, но это – работа на две и более ставки. На ставку-полторы просто не выжить. Помидоры по 500.
ВЗГЛЯД: А ставка-полторы – это сколько?
С.Н.: 4700 рублей – ставка молодого педагога. Семь с половиной – полторы ставки. Еще за проверку тетрадей добавят, за классное руководство добавят, за стаж. У нас на Камчатке еще, если человек здесь родился, все умножается на 2,5. То есть 4700, ну, пусть 5000 для молодого учителя, на 2,5 – это будет 12500 рублей.
ВЗГЛЯД: На Камчатке на это можно прожить?
С.Н.: На Камчатке это вообще ничего. У нас цены гораздо выше: помидоры – 500 рублей за килограмм.
В то же время есть такое понятие, как средняя температура по больнице. Средняя зарплата учителей на Камчатке – 47000 рублей. Но в эту «среднюю» входит администрация, которая получает значительно больше учителей, и плюс туда же идут всякие заслуженные люди, у которых по 30–40 лет стажа и прочее, и те самые учителя, которые тянут 2,5 ставки. Нехватка
ВЗГЛЯД: Но при этом и учителями не очень довольны. Чаще всего – родители. Мол, плохо учат...
С.Н.: А зачем вообще нужно образование?
ВЗГЛЯД: Насколько я понимаю, в логике министерства образование нужно, чтобы дети не шатались по улице, не занимались плохими вещами.
С.Н.: В принципе, Министерство образования перед школой ставит именно такую задачу: дети должны быть под присмотром. Образование отходит на второй план.
Но дело в том, что образование нужно промышленности. Промышленность в загоне – образование покатилось вниз. Я думаю, что как только начнет подниматься промышленность, сразу следом начнет улучшаться и образование. На данный момент школа существует как будто по привычке, сама по себе: да, когда-то было хорошее образование...
Гуманитарное образование, я думаю, нужно лишь при хорошей жизни. Мы как-то пока проедаем то, что было наработано предыдущими поколениями, и можем заниматься гуманитарными разными науками. А когда то, что мы проедаем, кончится, и эти предметы станут ненужными.
ВЗГЛЯД: Странно. Все, буквально все работодатели постоянно жалуются, что не хватает квалифицированных кадров. И там не хватает, и здесь, нигде...
С.Н.: Во-первых, в жуткие 90-е годы, годы, когда все пришло в упадок, замечательные ученые и учителя поуходили, поспивались, поумирали. Проблема не в школе, проблема в том, что выпускников – 700 тысяч человек: куда их?
У нас же сейчас настанет ситуация очень простая: некому защищать границы, некому работать, вообще некому что-то делать. Ведь эти 700 тысяч – меньше, чем треть от нормы, которая нам положена. Поэтому нехватка будет всех и везде, но винить в этом школу?
ВЗГЛЯД: И в школе будет нехватка?
С.Н.: Да. В школу сейчас приедешь – средний возраст преподавателей просто удручающий. Мне – 52 года, я в 22 года пришел работать в школу, я был молодым преподавателем математики, я был молодым и в 30, и в 40, и в 50 лет я сейчас – ниже среднего возраста.
ВЗГЛЯД: А есть же программы поддержки молодых учителей и т.д. Они не работают, на ваш взгляд?
С.Н.: Пока не видно, чтобы они работали. Результата не видно. Но ведь и старики стоят, расставив локти, не пуская молодежь, потому что если делиться часами, меньше будешь зарабатывать.
Они не могут стоять вечно. Средний возраст педагогов уже перевалил за 50. Это поколение уйдет. Плохо то, что резко произойдет смена: динозавры вымрут, и придет молодежь, которой не у кого будет учиться, не у кого перенимать опыт. Резкая смена произойдет. Надо полагать, что и школа резко изменится.

 

������.������� PR-CY.ru


Backstage at the Rockettes' Radio City Christmas Spectacular Sagan Rose : "This is our reindeer costume, which is how we start the show. This is the only costume that we get in our dressing rooms upstairs. All of these bells are hand-applied — everything is so custom, they do an amazing job for us. The leggings have an ombré effect. It's the smallest details that make the biggest difference." Raley Zofko: "It goes all the way down into our custom-designed LaDuca reindeer boot to look like a hoof of the reindeer. But our favorite part of this costume is our antlers. And — surprise surprise, I'm giving away a little story — they light up at the end [of the number], and we control that. We have a button that we press on a specific count, to specific music, on a specific step." Rose, left, and Zofko. pre bonded hairRacked: How much works goes into fitting each costume to each girl? Sagan Rose: "We start rehearsals at the end of September, and we usually have our fittings a couple weeks before that. But the costume shop is working tirelessly all year. They're so good about it, even if it's the littlest thing — they want to make it so custom and nice for us, because we do spend so much time in them and have so many shows. They want to make sure that we're comfortable. I've been doing the show for eight years now, so they keep my costumes for me year after year. But, you know, things change, bodies change. And if I ever come back and need alterations, it's very easy." Raley Zofko: "And stuff happens throughout the season because we're moving. We're athletes in our costumes. If something unravels, they instantly fix it either during the show or after the show. Everybody is just so on it and professional, and it's what makes the show run smoother." Sagan Rose

: "This is my personal favorite. I just feel kinda sassy, like a cliché Rockette. I t's all about the legs — the numbers starts just from our feet to the top of our skirts showing. So that's the focus of this costume. This is pretty close to the original version when they started the 12 Days of Christmas number here, which I want to say was about 10 years ago. It's so pretty with the lights and the colors and everybody in line together. So they really haven't had to change much." Raley Zofko: "The mesh is different because everyone's skin tone is different, so the wardrobe and costume department custom-dye it. And then we have our head pieces that we have to pin on, and then we do a bunch of head turns to make sure that those are bobby-pinned...after our seven and a half-minute minute tap number, we do kicks, which is pretty exhausting. Our show shoes actually have this battery-packed mic that goes in between the heel." Sagan Rose: "So all the taps are live. We get notes that are like, 'Make sure the heel sound on count is clearer, or sharper, or faster, or together.'" Racked: You'll go out in costume a lot for charity and publicity. Where are some of the fun places you go? remy hair extensionsRaley Zofko: "I got to do the New York Presbyterian children's hospitals last year and it was so wonderful to talk to the children that just need some holiday cheer and love. We literally had a dance party with them, so we danced with all of the kids in our costumes and they were looking at us like, 'Oh my gosh!'" Sagan Rose: "I think it's always fun to do the Macy's Day Thanksgiving Parade. That's when I first saw the Rockettes. I'm from Kentucky, and my grandmother brought my family up to New York when I was little and I was like, 'I want to do that one day.' The parade is a fun place to be in costume because it's a tradition to have us there, and you feel like it's a really big honor." Raley Zofko: "I have friends and family that come up just for the parade. I'm from Alabama, and they fly all the way up to sit in the stands to cheer on the Rockettes." Raley Zofko : "'Soldiers' is my favorite number because it's been in the show since its inception. I feel like I am part of history when I put this costume on. W e have the jacket, we have the pants, and we have the two and a half foot-high soldier hat.

Sagan Rose: "Liza Minnelli's father [Vincent] designed this, and he choreographed the number. And we do the same choreography, wear the same costume. It's really cool because you can see that Raley and I are not the same height — she is closer to the center because she's a taller girl, and I am on the very very end of the line. And when we line up we all want to seem that we are the same height, so they custom-make these jackets and pants to your height. My jacket might be a little shorter than hers so that everything matches in line." Raley Zofko: "These pants are foam pants. Because back in the day, when I started the show, they starched-pressed the pants. They stood up on their own — those were very intense." Sagan Rose: "You walk a little straighter, a little stiffer, and it's easier to perform the 'Parade of the Wooden Soldier' routine with the costume like that. And then we have our tap shoes and these round little fabric cheeks that we put on. We go through about 30,000 of those in a Christmas season. Some girls tape them to their cheeks, but I do Vaseline, because my cheeks are sensitive to the tape." Raley Zofko : "We actually get notes if our solider hat isn't straight up and down. What we do is we put their head up against the wall, so that it lines up so and the back of the hat is straight. If someone's hat is too tilted or too back, it could throw off the line completely. We'll get hat notes, like, 'Raley, your hat was a centimeter back!'" Racked: When you're going from a costume like '12 Days of Christmas' that's all about the legs to being completely covered up as a wooden soldier, what does that change in the way that you're dancing or the way that you're presenting yourself? Sagan Rose: "The costume department and the designers take into consideration what movement we're doing in each number. So I don't feel hindered because the movement is fit for this costume, and the costume is fit for the movement. In rehearsals, we rehearse for a month and a half without costumes, and you get used to that. Then you put on the costumes, and it changes the way you dance." Raley Zofko: "Along with what Sagan is saying, I feel like they take into consideration the simplicity of 'Soldiers' or the extravagance of '12 Days.' In 'Soldiers,' it's just about the formations and the history of the number, so they don't need that much movement. And '12 Days' is very in-your-face, and the costume is accordingly descriptive in that fashion." Raley Zofko : "This is the 78-second change that we were talking about. We have our dress and the coats — right here we have green stripes but there's also red stripes as well. There are so many pieces to it, and we have to get out of all of ['Soldiers'] and get to this, and it's just organized chaos." Sagan Rose: "But it's so organized that it's not chaos! Depending on where you are in the line, there's red and green dresses. This jacket has really simple snaps that really get us in and out, because the change is so fast getting into it and it's choreographed getting these off [on stage]. It could be a little stressful if it wasn't so easy. It's kind of fun because, you know, we're human, and there are wardrobe malfunctions. So if someone's having trouble getting out of their coat, because we do get sweaty and things stick to you... Raley Zofko: "We stand next to each other in this number, too. Which is so funny because I'm so tall and you're so..." perruques cheveux naturelsSagan Rose: "Short. You can say it." Raley Zofko: "You're not as tall as I am. We've had the 'take the jacket off!' emergencies where you're praying the girl behind you can hear you and help you remove it." Racked: Is this where these little guys belong, fastened on the jacket? Sagan Rose: "These are the earrings, and they're there for the changes. We put them on the collar just to make it easy. You know where everything is — I know where to reach for my earrings even when I'm not looking. This is my last step of getting dressed." Racked: Is there ever any issue with the heavy makeup? Are you ever getting something on and you just take your face off on your dress? Sagan Rose: "It happens. We're sweating, we're working hard, and it gets hot underneath those lights. So occasionally, there's white fur near our face and we do get makeup on them, but wardrobe can handle something like that in a snap and by the next show it's clean." Sagan Rose : "So we go from glamorous, sparkly, sassy

Rockettes to this." Raley Zofko: "This is such a crowd pleaser, actually. This is one of my favorite numbers to perform, too. We get to go through the audience this year, which is so cool because we're dancing and stepping all jolly and you get to look at an audience member right in the face and say 'So be good, for goodness sake!' And some of them are freaked out, and some of them love it. This costume is awesome." Sagan Rose: "Everyone thinks that this is a real fat suit, like padded fat. But it's not — it's like a harnessed wire inner tube. We fit right in there and there's no padding down here. Everyone is really surprised that we're all jumping with that. It's nice that there is freedom in this, because we are doing such big movements. It's not necessarily pressed up against our bodies, so we can still move and jump around." Raley Zofko: "The thing that I want to point out here is the wig department — because we kind of get a little messy in our number, they curl our hair and fix this after every performance to make our Santa beards look real and authentic." Racked: Tell us about the space we're in right now — there are a lot of costumes in here. Raley Zofko: "This is the nap space, and lots of changes happen back here. The ensembles are back here, the Rockettes are back here — this is the largest space that we have to change." Sagan Rose: "There can be anywhere from ten to forty [costume] people back here." Raley Zofko: "We have about ten costume changes, and that's just as much choreographed backstage as it is on stage." Racked: Are you just throwing things off and leaving them in a pile for people to handle so you can get back out there? Sagan Rose: "We each have a spot that one or two girls will go to, and there's one dresser to about two girls. We have amazing, amazing dressers. As soon as we come off stage, we're running, and we know exactly where we're going, we know who to look for. It's even choreographed how, if we're changing together, I'll do my earrings first and my dress second and my shoes third, and she'll do her shoes first and her dress second and her earrings third." Raley Zofko: "It's as organized as a [quick] costume change can be." perruques cheveuxRaley Zofko: "This was a newly designed costume by Greg Barnes in 2014. There used to be a rag doll dress that was longer and less form-fitting, and this is cinched at the waist and shorter. And we have the cutest red-and-white striped tights. And underneath that, we have our custom-designed bloomers that I absolutely adore." Sagan Rose: "I wish I could purchase them at a store — they're that cute." Raley Zofko: "We have our glasses, and we have our wigs. This is a wire material that fits right on top of your head." Sagan Rose: "And they are actually pretty light on our heads. We keep the wig caps [from 'Dancing Santas'] on for that." Raley Zofko: "And then we have our Mary Jane tap shoes, which are also miked." Sagan Rose: "We charge the '12 Days of Christmas' tap shoes and these tap shoes after each show, just to make sure." Raley Zofko: "It's so much fun to be a rag doll and get to dance and make funny faces at your friend and look at the audience and blow them kisses." Sagan Rose: "A lot of us come up on the pit of the stage so we are literally this close to the audience, and there will be little kids in the front being like 'Oh my gosh!' They don't know what is happening, their minds are blown, so it's fun to play with them." Racked: You two are seasoned pros at eight and nine years. Has anyone in this cast been around for longer?

Raley Zofko: "There are girls that have been doing it for 16 years that are still in the line!" Racked: Do you have a memory of a favorite show that was a little bit out of the ordinary? Raley Zofko: "There's a gold cast and a blue cast, and I just transitioned from the gold cast." Sagan Rose: "The blue cast is all the morning shows. while the gold cast is all the evening shows." Raley Zofko: "But the gold cast hasn't been doing opening night — this year, when I transitioned to the blue cast, I got to do opening night. That was literally spectacular because there is just such an energy on opening night that I've never felt before. I don't really get nervous anymore. I've done it a lot, and the show is very similar in the ways it changes [from year to year]. I focus on the changes so that I know exactly what to not mess up on, or try to not mess up on. But I've never felt that much energy, love, and support. We had the other cast in the theater watching us, too." lace front wigsSagan Rose: "It was the best crowd I've had in eight years. I felt like a rock star." Racked: What has it been like to perform on this huge world stage, and how is it different to perform elsewhere? Sagan Rose: "Well, to me, I feel like Radio City is my second home. I feel so comfortable on stage and I feel like we all have a bond, especially during the holidays, because a lot of us are from different places and don't have families here. I just feel so at home and so at peace on this stage. [But] when we do travel and perform outside, it's always a nice, different energy that you get." Raley Zofko: "It might be a little bit nerve-wracking in a different way, but it's just as exciting. It's just different — you can't really compare Radio City to outside venues because there's that sense of comfortability on this stage." Sagan Rose: "This is one of my favorites to wear — like '12 Days of Christmas,' the legs are highlighted. With this design, they really wanted to emphasize that every snowflake, like every Rockette, is different, but we come together to make a beautiful snowstorm. So there are six designs of this costume in six colors. All of these straps [on the top] are the biggest change."

Raley Zofko: "On my purple costume, I don't have any of these straps in the front at all. And then we have multiple cuffs and ribbons with rhinestones, and everything is covered in Swarovski crystals. Like what Sagan said, every Rockette is different, and every costume is different, and that's what they try to do with this design. And I think it's so gorgeous. On stage, it's beautiful — with the choreography in the mix, we're beautiful snowflakes dancing in a snowstorm." Sagan Rose: "Linda Haberman was the choreographer for this, and she really emphasized that she really wanted to bring our individual personalities to the stage and celebrate that. Because when you think of the Rockettes you think of a big group of women, but we all are different and have different personalities and different ways that we dance. So it's a really nice number to perform." Raley Zofko: "And then on our LaDuca shoes, the color is painted to match our tights, and the heels have Swarovski crystals on them." Sagan Rose: "This heel is different than our other ones, because it's about a half inch higher to continue the line of the leg. It's a leggy costume." cosplay wigsRacked: What advice would you give to Rockette hopefuls? Sagan Rose: "Taking ballet is very important for dancers, because if you have that good technique background, it will show in anything you do." Raley Zofko: "Tap is very important, too. All versions and styles of dance are important for Rockettes because we are proficient in all of it. I would say take as many classes as often as you can and focus on your technique." Sagan Rose: "And any job, especially in the performing arts industry, is so specific in what they need. So one year, they might need a tall girl, or they'll need a shortish girl for my spot. I think it's perseverance — If you have a goal, don't ever take no for an answer." Raley Zofko: "I would finish that off with dream big, and don't ever lose sight of your dreams. I'm from a small town in the very tip of Alabama and there's not very much dance and entertainment and theater down there. So when I first started dancing, I didn't necessarily know what was out there. And it was just once upon a time — Sagan said she saw the Rockettes at the Macy's Thanksgiving Day Parade and so did I — and I thought, 'That is glamorous, that is beautiful. They are dancing, and I dance.' And it just became a tiny little dream that grew into a big dream, and now it's my life. It's just so unbelievable that it actually came true."