На взрывной волне

Печать
PDF
18 июня 2013 года в Чапаевском районе Самарской области, близ поселка Нагорного, взорвались боеприпасы, хранящиеся на федеральном казенном предприятии «Приволжский государственный испытательный полигон» (ФКП «ПГИП»). Как оказалось, полигон не принадлежит военному ведомству. Видимо, поэтому никаких комментариев по поводу случившегося мы от Министра обороны Сергея Шойгу не услышали.


Справка «Вестей»
ФКП «Приволжский государственный боеприпасный испытательный полигон» – стратегическое предприятие, имеющее статус Государственного боеприпасного полигона России. Сфера деятельности предприятия – оказание услуг по испытаниям, сборке и уничтожению боеприпасов.
Основное направление деятельности полигона – испытания широкой номенклатуры обычных видов боеприпасов, образцов вооружения, военной и специальной техники (ВВСТ) в системе оценки качества и надежности военной продукции, поставляемой по Государственному заказу в интересах Министерства обороны РФ, а также опытных образцов боеприпасов, образцов ВВСТ, элементов ракетной и авиационной техники по заказам НИИ и КБ.
Наличие производственной базы, нормативной и технической документации, производственного персонала соответствующей квалификации, организационных и разрешительных документов позволяет осуществлять проведение следующих видов испытаний боеприпасов:
1. стрельбовые испытания;
2. трековые испытания;
3. климатические испытания;
4. динамические испытания;
5. испытания подрывом в статических условиях;
6. испытания пусками из пусковых установок.
Для осуществления сбор-
ки различных изделий предприятие располагает необходимыми производственными мощностями и квалифицированным персоналом.
Помимо испытаний и сборки изделий полигон занимается утилизацией бое-припасов с истекшим сроком хранения, производит уничтожение отходов и брака промышленных взрывоматериалов, поступающих с других предприятий и организаций, не имеющих своих площадок для уничтожения.
За последние двадцать лет взрывы и пожары на военных складах с боеприпасами происходили с пугающей частотой. Журналисты насчитали их около тридцати. Особенно обильный урожай подрывов военных складов собрал Сергей Иванов. Он был Министром обороны без малого шесть лет (с марта 2001  года по февраль 2007 года). При нем восемь раз взлетали на воздух военные арсеналы. Второе место среди министров-«подрывников» занимает Игорь Сергеев. Ему выпало шесть подрывов за четыре года (с 1997 года по 2001 год). Третьим «подрывником» по праву считается Анатолий Сердюков. В его бытность МО РФ (с 2007 по 2012 год) в течение пяти лет на военных складах громыхнуло шесть раз.
На сегодняшний день виновниками трагедий (лишь три подрыва не сопровождались человеческими жертвами) названы командиры всех утилизированных взрывным способом арсеналов. Сняты с должности двое командующих тихо-океанским флотом – адмирал Игорь Хмелев (1992 год) и через два года назначенный вместо него адмирал Георгий Гуринов, он командовал камчатской военной флотилией с 1986 по 1989 годы. Затем был начальником штаба Черноморского флота и в 1992 году назначен командующим ТОФ.
Об Игоре Хмелеве жалеть особо не приходилось.  В 1992 году на Русском острове в учебном отряде умерли четыре матроса от истощения. В это трудно поверить, что в 1989-ом году военнослужащие Советской Армии умирали от голода под носом у командующего флотом (остров Русский виден из окон штаба Тихоокеанского флота). И еще, именно при адмирале Хмелеве командование Тихоокеанского флота стало стремительно коммерциа-лизироваться, т.е. извлекать коммерческую выгоду из своего служебного положения. Позже это назвали коррупцией.
Что касается адмирала Георгия Гуринова, то он попал «под горячую руку». С 1992 по 1995 год в Приморье на воздух отправилось около десятка военных складов. И взрыв арсенала авиации ТОФ в поселке Новонежино (Приморский край) поставил крест на карьере командующего флотом адмирала Гуринова. Жаль, что пострадал уважаемый  флотским офицерским корпусом адмирал. Он был исключительно грамотным, выдержанным военачальником. После него, к сожалению, выросла плеяда либо самодуров, либо трусливых карьеристов, либо серых, неприметных функционеров с передаточными функциями «приказ получил – приказ передал». Но кто бы ни приходил «на царство», боеприпасы продолжали взрываться, как повелось, не в том месте и не в то время.
Почему склады взрываются? На этот вопрос всегда пытаются ответить комиссии по расследованию причин взрывов или возникновению пожаров на военных складах. Их задача – найти «стрелочника», а не выявить системные ошибки. Даже найдя непосредственных виновников возгорания, например, контейнера вместе с ракетой и последующими взрывами, как это было в Новонежино, комиссия не поднимается выше уровня банального обличения  матросского (солдатского) разгильдяйства. И даже при установлении этого разгильдяйства все равно наказывают начальников. Если матрос втихаря покурил на территории арсенала (что категорически запрещено), да еще бросил окурок не туда, значит, виноват командир. Он не поймал на лету окурок, не плюнул на него обильной слюной, а также не обыскал матроса, раздев того до трусов. И главное, он плохо проинструктировал военнослужащего перед проведением каких-либо работ на территории военного склада. Незамысловатую логику высшего военного руководства в обнаженном виде можно пояснить с помощью незамысловатого примера: если ты говоришь совершеннолетнему  российскому  организму волшебное  слово «Нельзя!», а тот все равно считает «можно», значит, виноват тот, кто недостаточно убедительно произносит это волшебное слово.
Отвлечемся немного от военнослужащих. Приведу пример из гражданской жизни. Не будем опускаться до пьянства за рулем. Пить за рулем, как известно, нельзя, но все равно пьют. Есть более красноречивый пример. За последние два года в Елизовском аэропорту при регистрации пассажиров на самолеты «Аэрофлота»  задержали шесть шутников, заявивших, что у них в сумке находится бомба. Каждый раз шутников снимали с рейса, возбуждали против них уголовные дела. Об этом рассказывали все местные СМИ, вывешивали соответствующие объявления в здании аэровокзала, но… не помогает. В очередной,  седьмой раз, 24 июня этого года 32-летний пассажир рейса «Аэрофлот» Пет-
ропавловск-Камчатский – Владивосток объявил, что у него в сумке бомба. Пошутил… Рейс, как водится, отложили, великовозрастного придурка сняли с рейса и возбудили уголовное дело.
Теперь вернемся к пьянству за рулем. Если пьяный водитель может не попасться, не совершить аварию, то подобные «бомбисты» попадаются в ста случаях из ста. Зачем тогда, спрашивается, шутить? Если следовать логике военных, виновата служба безопасности аэропорта и «Аэрофлот». Плохо инструктируют пассажиров. Нашу неизбывную российскую ухарскую дурь иностранцы нередко принимают за злой умысел. Поэтому брать поправку на дурака в России будет злободневно еще очень длительное время.    
Поправка на дурака в Российской армии – вопрос философский. Матрос Гробов, трюмный машинист, сумел на атомной подводной лодке «Нерпа» запустить в обход всех блокировок (он их отключил одну за другой) станцию объемного химического пожаротушения. В результате погибли 20 человек. Гробову было интересно или скучно? Вместе с ним на скамью подсудимых отправили командира подлодки. Посадить за решетку одного матроса, с точки зрения следствия, выглядело чересчур легковесно в общественном мнении. Нужна была фигура потяжелее. Непосредственный начальник матроса Гробова, командир трюмной группы имел звание «старший лейтенант» и, похоже, не подходил под статусный ранжир. Впрочем, как и все последующие должностные лица на подлодке. Только командир атомохода выглядел достаточной жертвой на алтаре социально-политической целесообразности.
Примерно по такой же схеме работает военная  фемида, расследуя взрывы и пожары на арсеналах МО РФ. Разумеется, дело не только в дураках.  Количество  военных складов,  взлетевших на воздух, неправдоподобно велико, чтобы винить в этом одних только разгильдяев-матросов и нерадивых командиров. Не исключено, что в двух-трех случаях имела место диверсия: подожгли, чтобы не обнаружили недостачу боеприпасов.  Вероятность подобного развития событий невысока, но сбрасывать ее со счетов нельзя. Нужно искать то, что объе-диняет все пострадавшие арсеналы. И, сопоставляя косвенные данные, попытаться найти какую-либо закономерность. В советские времена военные склады с боеприпасами тоже регулярно взрывались и горели. Мы о тех взрывах мало что знаем из-за советской цензуры. Тогда было запрещено сообщать о каких-либо чрезвычайных событиях и публиковать печальную статистику (например, данные о смертности населения). В ЦК КПСС  понимали, чем меньше народ знает о происшествиях, тем легче его убеждать в правильности выбранного коммунистической партией пути развития  страны. Пожалуй, самый громкий взрыв в эпоху развитого социализма  прогремел на минно-торпедной базе Северного флота в 1985 году недалеко от Североморска.  Очевидцы рассказывали, как от мощной ударной волны в квартирах вылетели стекла, а затем над сопками поднялся настоящий клубящийся гриб. Среди гражданского населения и тыловых частей началась паника. На подвод-ных лодках и надводных кораблях сыграли «боевую тревогу». Все подумали, что началась термоядерная  война. В те времена следствие тоже остановилось на версии – виноват окурок, т.е. разгильдяй-матрос, командир воинской части и командующий Северным флотом. Разумеется, военные склады не взрывались тогда так часто и не вызывали такого шквала вопросов к военному ведомству.  Подавляющее большинство подрывов объединяет одно обстоятельство: боеприпасы на всех хранились с нарушением нормативов. Причины тому были разные, но главная – неконтролируемое накопление боезапаса с вышедшими сроками хранения, отсутствие достаточных ресурсов для утилизации и массовое привлечение неподготовленного личного состава к работам с боезапасом из-за низкого уровня механизации работ на территории арсеналов.
Среди названных причин особо следует выделить первую. Как известно, к началу 80-х годов Советская Армия находилась на пике своего могущества. Мы  обладали самым большим парком танков, самоходных орудий, артиллерийских и реактивных систем в мире. У нас было самое большое количество надводных кораблей, подводных лодок и боевых самолетов. Следовательно, на наших складах накапливались снаряды, ракеты и другие боеприпасы. Списывались танки и корабли, менялись на новые, с новым вооружением, а старые снаряды и ракеты еще хранились на складах. Их не успевали уничтожать.
С развалом  СССР ситуация ухудшилась. Россия  вынуждена была выво-
зить боеприпасы с территории братских республик и складировать на неподготовленных должным образом площадках. Сокращение ВС РФ привело к еще большему наращиванию взрывного потенциала на военных складах. Представьте себе: сокращают из трех  в/ч, т.е. артскладов – два. Куда складывают снаряды  с двух сокращенных воинских частей? Правильно  – в третью. Так произошло с чукотской 99-ой
дивизией нашего камчатского  армейского корпуса. Весь запас снарядов, хранящийся на Чукотке, перевезли на военный склад недалеко от поселка Южные Коряки. Боезапас со списанных военных кораблей свезли туда же. Добавьте туда же  снаряды, хранившиеся на артскладе Аммональной пади в черте Петропавловска-Камчатского, в полутора  километрах от жилых массивов улицы Пономарева и в восьмистах метрах от военно-морского госпиталя.  Снаряды свезли в Южные Коряки, подальше от города. На военном арсенале в Южных Коряках не было возможности для хранения такого количества взрывоопасных изделий. Но больше их хранить было негде!
Печальная развязка не заставила себя долго ждать. 1 октября 2005 года артсклад в Южных Коряках взорвался. Официальная версия следствия не отличалась от многих предыдущих. Как оказалось, громыхнуло: «…из-за нарушения правил пожаро-взрыво-безопасности при проведении регламентных работ».  Была и другая версия – обрушение стеллажей со снарядами с последующей случайной детонацией одного из них. Но эту версию отвергли, как неудобную. Командира воинской части судили. Он оказался единственным, кто получил ранение (контузию) в те драматические дни. С тех пор прошло почти восемь лет. К настоящему времени на территории пострадавшего артсклада должно быть построено  восемь хранилищ. Не построено ни одного!
Командиры взрывоопасных воинских частей давно превратились в заложников неодолимых обстоятельств. У государства нет необходимых денег на строительство защищенных надлежащим образом хранилищ, на максимальную механизацию погрузочно-разгрузочных и регламентных работ, в целом, на создание надежной и бе-зопасной инфраструктуры для хранения и утилизации взрывоопасных устройств.  Помимо проблемы неконтролируемого накопления боеприпасов, существует не менее опасная проблема – их старение. Как поведут себя при длительном хранении взрывчатые вещества и технические устройства, с уверенностью предсказать никто не берется. Известны случаи, когда при перегрузке снаряд самопроизвольно вываливался из гильзы и детонировал. Так случилось в 1992 году, когда произошел взрыв на судне ВТР-76. При выгрузке из трюма артбоеприпасов погиб один матрос срочной службы, второму оторвало ногу.  По счастливой случайности это был последний снаряд в трюме. Иначе военный транспорт пополнил бы список железных утопленников ВМФ.
В списке причин возгорания складов иногда фигурируют возгорания сухой травы. С этой бедой, разумеется, пытаются бороться. Создают минерализованные полосы вокруг ограждения опасных объектов, выкашивают траву, вырубают мелкий кустарник. Подобные противопожарные мероприятия требуют огромного объема работы, отвлечения на них немалых людских ресурсов и техники. Как правило, ни того, ни другого на военных складах катастрофически не хватает. Очень редко рассматривается вопрос самовозгорания.  Небольшие проплешины торфяников способны при температуре +27 - +30 градусов по Цельсию самовоспламеняться. На Камчатке подобное явление было зафиксировано на ракетно-технической базе в поселке Англичанка в 1993 году.  Что говорить тогда о регионах с более жарким климатом?
Взрывы, сотрясающие просторы Российской Федерации, будут продолжаться с очевидностью аксиомы. Пока всю подрывную мощь до последней гранаты не упрячут за толстые железобетонные стены хранилищ, мы будем жить, как на пороховой бочке возле костра. Когда и от какой именно искры она рванет, не важно. Главное, мы знаем, что это неизбежно произойдет.  
Наше ощущение тревоги – есть отголосок былого советского военного могущества. Нам  икается былая военная мощь, заставляя балансировать на гребне взрывной волны.

Вячеслав СКАЛАЦКИЙ.

 

������.������� PR-CY.ru


Backstage at the Rockettes' Radio City Christmas Spectacular Sagan Rose : "This is our reindeer costume, which is how we start the show. This is the only costume that we get in our dressing rooms upstairs. All of these bells are hand-applied — everything is so custom, they do an amazing job for us. The leggings have an ombré effect. It's the smallest details that make the biggest difference." Raley Zofko: "It goes all the way down into our custom-designed LaDuca reindeer boot to look like a hoof of the reindeer. But our favorite part of this costume is our antlers. And — surprise surprise, I'm giving away a little story — they light up at the end [of the number], and we control that. We have a button that we press on a specific count, to specific music, on a specific step." Rose, left, and Zofko. pre bonded hairRacked: How much works goes into fitting each costume to each girl? Sagan Rose: "We start rehearsals at the end of September, and we usually have our fittings a couple weeks before that. But the costume shop is working tirelessly all year. They're so good about it, even if it's the littlest thing — they want to make it so custom and nice for us, because we do spend so much time in them and have so many shows. They want to make sure that we're comfortable. I've been doing the show for eight years now, so they keep my costumes for me year after year. But, you know, things change, bodies change. And if I ever come back and need alterations, it's very easy." Raley Zofko: "And stuff happens throughout the season because we're moving. We're athletes in our costumes. If something unravels, they instantly fix it either during the show or after the show. Everybody is just so on it and professional, and it's what makes the show run smoother." Sagan Rose

: "This is my personal favorite. I just feel kinda sassy, like a cliché Rockette. I t's all about the legs — the numbers starts just from our feet to the top of our skirts showing. So that's the focus of this costume. This is pretty close to the original version when they started the 12 Days of Christmas number here, which I want to say was about 10 years ago. It's so pretty with the lights and the colors and everybody in line together. So they really haven't had to change much." Raley Zofko: "The mesh is different because everyone's skin tone is different, so the wardrobe and costume department custom-dye it. And then we have our head pieces that we have to pin on, and then we do a bunch of head turns to make sure that those are bobby-pinned...after our seven and a half-minute minute tap number, we do kicks, which is pretty exhausting. Our show shoes actually have this battery-packed mic that goes in between the heel." Sagan Rose: "So all the taps are live. We get notes that are like, 'Make sure the heel sound on count is clearer, or sharper, or faster, or together.'" Racked: You'll go out in costume a lot for charity and publicity. Where are some of the fun places you go? remy hair extensionsRaley Zofko: "I got to do the New York Presbyterian children's hospitals last year and it was so wonderful to talk to the children that just need some holiday cheer and love. We literally had a dance party with them, so we danced with all of the kids in our costumes and they were looking at us like, 'Oh my gosh!'" Sagan Rose: "I think it's always fun to do the Macy's Day Thanksgiving Parade. That's when I first saw the Rockettes. I'm from Kentucky, and my grandmother brought my family up to New York when I was little and I was like, 'I want to do that one day.' The parade is a fun place to be in costume because it's a tradition to have us there, and you feel like it's a really big honor." Raley Zofko: "I have friends and family that come up just for the parade. I'm from Alabama, and they fly all the way up to sit in the stands to cheer on the Rockettes." Raley Zofko : "'Soldiers' is my favorite number because it's been in the show since its inception. I feel like I am part of history when I put this costume on. W e have the jacket, we have the pants, and we have the two and a half foot-high soldier hat.

Sagan Rose: "Liza Minnelli's father [Vincent] designed this, and he choreographed the number. And we do the same choreography, wear the same costume. It's really cool because you can see that Raley and I are not the same height — she is closer to the center because she's a taller girl, and I am on the very very end of the line. And when we line up we all want to seem that we are the same height, so they custom-make these jackets and pants to your height. My jacket might be a little shorter than hers so that everything matches in line." Raley Zofko: "These pants are foam pants. Because back in the day, when I started the show, they starched-pressed the pants. They stood up on their own — those were very intense." Sagan Rose: "You walk a little straighter, a little stiffer, and it's easier to perform the 'Parade of the Wooden Soldier' routine with the costume like that. And then we have our tap shoes and these round little fabric cheeks that we put on. We go through about 30,000 of those in a Christmas season. Some girls tape them to their cheeks, but I do Vaseline, because my cheeks are sensitive to the tape." Raley Zofko : "We actually get notes if our solider hat isn't straight up and down. What we do is we put their head up against the wall, so that it lines up so and the back of the hat is straight. If someone's hat is too tilted or too back, it could throw off the line completely. We'll get hat notes, like, 'Raley, your hat was a centimeter back!'" Racked: When you're going from a costume like '12 Days of Christmas' that's all about the legs to being completely covered up as a wooden soldier, what does that change in the way that you're dancing or the way that you're presenting yourself? Sagan Rose: "The costume department and the designers take into consideration what movement we're doing in each number. So I don't feel hindered because the movement is fit for this costume, and the costume is fit for the movement. In rehearsals, we rehearse for a month and a half without costumes, and you get used to that. Then you put on the costumes, and it changes the way you dance." Raley Zofko: "Along with what Sagan is saying, I feel like they take into consideration the simplicity of 'Soldiers' or the extravagance of '12 Days.' In 'Soldiers,' it's just about the formations and the history of the number, so they don't need that much movement. And '12 Days' is very in-your-face, and the costume is accordingly descriptive in that fashion." Raley Zofko : "This is the 78-second change that we were talking about. We have our dress and the coats — right here we have green stripes but there's also red stripes as well. There are so many pieces to it, and we have to get out of all of ['Soldiers'] and get to this, and it's just organized chaos." Sagan Rose: "But it's so organized that it's not chaos! Depending on where you are in the line, there's red and green dresses. This jacket has really simple snaps that really get us in and out, because the change is so fast getting into it and it's choreographed getting these off [on stage]. It could be a little stressful if it wasn't so easy. It's kind of fun because, you know, we're human, and there are wardrobe malfunctions. So if someone's having trouble getting out of their coat, because we do get sweaty and things stick to you... Raley Zofko: "We stand next to each other in this number, too. Which is so funny because I'm so tall and you're so..." perruques cheveux naturelsSagan Rose: "Short. You can say it." Raley Zofko: "You're not as tall as I am. We've had the 'take the jacket off!' emergencies where you're praying the girl behind you can hear you and help you remove it." Racked: Is this where these little guys belong, fastened on the jacket? Sagan Rose: "These are the earrings, and they're there for the changes. We put them on the collar just to make it easy. You know where everything is — I know where to reach for my earrings even when I'm not looking. This is my last step of getting dressed." Racked: Is there ever any issue with the heavy makeup? Are you ever getting something on and you just take your face off on your dress? Sagan Rose: "It happens. We're sweating, we're working hard, and it gets hot underneath those lights. So occasionally, there's white fur near our face and we do get makeup on them, but wardrobe can handle something like that in a snap and by the next show it's clean." Sagan Rose : "So we go from glamorous, sparkly, sassy

Rockettes to this." Raley Zofko: "This is such a crowd pleaser, actually. This is one of my favorite numbers to perform, too. We get to go through the audience this year, which is so cool because we're dancing and stepping all jolly and you get to look at an audience member right in the face and say 'So be good, for goodness sake!' And some of them are freaked out, and some of them love it. This costume is awesome." Sagan Rose: "Everyone thinks that this is a real fat suit, like padded fat. But it's not — it's like a harnessed wire inner tube. We fit right in there and there's no padding down here. Everyone is really surprised that we're all jumping with that. It's nice that there is freedom in this, because we are doing such big movements. It's not necessarily pressed up against our bodies, so we can still move and jump around." Raley Zofko: "The thing that I want to point out here is the wig department — because we kind of get a little messy in our number, they curl our hair and fix this after every performance to make our Santa beards look real and authentic." Racked: Tell us about the space we're in right now — there are a lot of costumes in here. Raley Zofko: "This is the nap space, and lots of changes happen back here. The ensembles are back here, the Rockettes are back here — this is the largest space that we have to change." Sagan Rose: "There can be anywhere from ten to forty [costume] people back here." Raley Zofko: "We have about ten costume changes, and that's just as much choreographed backstage as it is on stage." Racked: Are you just throwing things off and leaving them in a pile for people to handle so you can get back out there? Sagan Rose: "We each have a spot that one or two girls will go to, and there's one dresser to about two girls. We have amazing, amazing dressers. As soon as we come off stage, we're running, and we know exactly where we're going, we know who to look for. It's even choreographed how, if we're changing together, I'll do my earrings first and my dress second and my shoes third, and she'll do her shoes first and her dress second and her earrings third." Raley Zofko: "It's as organized as a [quick] costume change can be." perruques cheveuxRaley Zofko: "This was a newly designed costume by Greg Barnes in 2014. There used to be a rag doll dress that was longer and less form-fitting, and this is cinched at the waist and shorter. And we have the cutest red-and-white striped tights. And underneath that, we have our custom-designed bloomers that I absolutely adore." Sagan Rose: "I wish I could purchase them at a store — they're that cute." Raley Zofko: "We have our glasses, and we have our wigs. This is a wire material that fits right on top of your head." Sagan Rose: "And they are actually pretty light on our heads. We keep the wig caps [from 'Dancing Santas'] on for that." Raley Zofko: "And then we have our Mary Jane tap shoes, which are also miked." Sagan Rose: "We charge the '12 Days of Christmas' tap shoes and these tap shoes after each show, just to make sure." Raley Zofko: "It's so much fun to be a rag doll and get to dance and make funny faces at your friend and look at the audience and blow them kisses." Sagan Rose: "A lot of us come up on the pit of the stage so we are literally this close to the audience, and there will be little kids in the front being like 'Oh my gosh!' They don't know what is happening, their minds are blown, so it's fun to play with them." Racked: You two are seasoned pros at eight and nine years. Has anyone in this cast been around for longer?

Raley Zofko: "There are girls that have been doing it for 16 years that are still in the line!" Racked: Do you have a memory of a favorite show that was a little bit out of the ordinary? Raley Zofko: "There's a gold cast and a blue cast, and I just transitioned from the gold cast." Sagan Rose: "The blue cast is all the morning shows. while the gold cast is all the evening shows." Raley Zofko: "But the gold cast hasn't been doing opening night — this year, when I transitioned to the blue cast, I got to do opening night. That was literally spectacular because there is just such an energy on opening night that I've never felt before. I don't really get nervous anymore. I've done it a lot, and the show is very similar in the ways it changes [from year to year]. I focus on the changes so that I know exactly what to not mess up on, or try to not mess up on. But I've never felt that much energy, love, and support. We had the other cast in the theater watching us, too." lace front wigsSagan Rose: "It was the best crowd I've had in eight years. I felt like a rock star." Racked: What has it been like to perform on this huge world stage, and how is it different to perform elsewhere? Sagan Rose: "Well, to me, I feel like Radio City is my second home. I feel so comfortable on stage and I feel like we all have a bond, especially during the holidays, because a lot of us are from different places and don't have families here. I just feel so at home and so at peace on this stage. [But] when we do travel and perform outside, it's always a nice, different energy that you get." Raley Zofko: "It might be a little bit nerve-wracking in a different way, but it's just as exciting. It's just different — you can't really compare Radio City to outside venues because there's that sense of comfortability on this stage." Sagan Rose: "This is one of my favorites to wear — like '12 Days of Christmas,' the legs are highlighted. With this design, they really wanted to emphasize that every snowflake, like every Rockette, is different, but we come together to make a beautiful snowstorm. So there are six designs of this costume in six colors. All of these straps [on the top] are the biggest change."

Raley Zofko: "On my purple costume, I don't have any of these straps in the front at all. And then we have multiple cuffs and ribbons with rhinestones, and everything is covered in Swarovski crystals. Like what Sagan said, every Rockette is different, and every costume is different, and that's what they try to do with this design. And I think it's so gorgeous. On stage, it's beautiful — with the choreography in the mix, we're beautiful snowflakes dancing in a snowstorm." Sagan Rose: "Linda Haberman was the choreographer for this, and she really emphasized that she really wanted to bring our individual personalities to the stage and celebrate that. Because when you think of the Rockettes you think of a big group of women, but we all are different and have different personalities and different ways that we dance. So it's a really nice number to perform." Raley Zofko: "And then on our LaDuca shoes, the color is painted to match our tights, and the heels have Swarovski crystals on them." Sagan Rose: "This heel is different than our other ones, because it's about a half inch higher to continue the line of the leg. It's a leggy costume." cosplay wigsRacked: What advice would you give to Rockette hopefuls? Sagan Rose: "Taking ballet is very important for dancers, because if you have that good technique background, it will show in anything you do." Raley Zofko: "Tap is very important, too. All versions and styles of dance are important for Rockettes because we are proficient in all of it. I would say take as many classes as often as you can and focus on your technique." Sagan Rose: "And any job, especially in the performing arts industry, is so specific in what they need. So one year, they might need a tall girl, or they'll need a shortish girl for my spot. I think it's perseverance — If you have a goal, don't ever take no for an answer." Raley Zofko: "I would finish that off with dream big, and don't ever lose sight of your dreams. I'm from a small town in the very tip of Alabama and there's not very much dance and entertainment and theater down there. So when I first started dancing, I didn't necessarily know what was out there. And it was just once upon a time — Sagan said she saw the Rockettes at the Macy's Thanksgiving Day Parade and so did I — and I thought, 'That is glamorous, that is beautiful. They are dancing, and I dance.' And it just became a tiny little dream that grew into a big dream, and now it's my life. It's just so unbelievable that it actually came true."