ЗАПЛАНИРОВАННАЯ СМЕРТЬ

Печать
PDF
«Все было прекрасно. Нельзя было даже подумать о том, что через несколько дней все в моей жизни переменится. То, о чем я мечтала, обернется для меня кошмаром. Ведь все уже было готово к появлению на свет моей долгожданной малышки. Ее уже звали Полина!». Этот крик души – строки из письма елизовчанки Олеси Гринчук.
Ее дочь умерла 10 мая, так и не родившись в елизовском роддоме с нежным названием «Аист». Причиной смерти стала асфиксия, которой можно было избежать, вовремя сделав роженице операцию кесарева сечения.

Согласно краевой восьмилетней программе развития здравоохранения в нынешнем году при родах погибнет каждый сотый младенец на полуострове. Такой «целевой индикатор» установлен в этом 30-страничном документе. О причинах возможной младенческой смертности там не сказано ничего. Обыкновенный плановый показатель. Так и не появившаяся на свет девочка Полина в страшной лотерее краевого мин-
здрава проиграла. И сегодня у Олеси Гринчук осталось одно желание: преодолеть круговую поруку камчатских медиков и наказать виновных во врачебных ошибках.

Прерванное счастье
«Сейчас мне 33 года. Я очень сильно мечтала о появлении в моей жизни маленького человечка. И вот наконец-то это чудо произошло. УЗИ подтвердило: беременна, – рассказывает Олеся Гринчук. – Я была на седьмом небе от счастья, когда поняла, что Бог наконец-то услышал мои молитвы. Всю беременность я летала, как на крыльях и ждала появления на свет своего малыша. В девять недель я встала на учет в женскую консультацию города Елизова и стала наблюдаться у наших врачей».
Спустя 32 недели ее долгожданное счастье внезапно и безжалостно оборвалось.
В течение беременности женщина ответственно относилась ко всем назначениям докторов. Ультразвуковые исследования проходила в платной частной клинике. Как ей казалось, это сможет исключить любые ошибки, и она будет знать, что все идет хорошо. Девочка прекрасно развивалась, все ее показатели были в норме. А Олеся, которая в самых лучших снах видела свое будущее материнство, старалась не волноваться и есть больше витаминов, так полезных растущей в животе дочурке.
Когда срок беременности составил 21 неделю, состоялось второе из трех плановых ультразвуковых исследований, которые проходят все беременные женщины в России. Его главная задача – выявить врожденные пороки развития младенца, если таковые, не дай Бог, имеются. В этот период беременности размеры самого плода, его сердца, печени и почек уже позволяют врачу, проводящему УЗИ, детально и прицельно проводить осмотр и выявлять возможные нарушения в их развитии. Эти параметры очень значимы для определения дальнейшей тактики ведения беременности.
Олеся Гринчук второе исследование проходила в той же платной амбулатории, что и первое. Врач заключил: беременность протекает хорошо, никаких отклонений в развитии у плода не обнаружено. «Мы растем дальше, – вспоминает женщина, которая в те февральские дни лучилась счастьем. По-прежнему наблюдаемся у наших врачей, прислушиваемся к их  советам».
Фотоальбомы некоторых малышей начинаются изображениями, сделанными еще до их рождения. Это небольшие черно-белые снимки, на которых неподготовленный человек с трудом может различить очертания туловища, головы и конечностей будущего новорожденного. Речь идет о распечатках УЗИ, одного из важнейших инструментов оценки внутриутробного состояния плода, используемых в современной медицине. Такой альбом мог быть и у Полины Гринчук. Ее мама после третьего планового исследования записала на память диск с фото- и видеофайлами. Ведь в 30 недель после третьего осмотра врачи констатировали: малышка будет крупненькая и здоровенькая, никаких отклонений нет. «Я не уставала смотреть, как моя девочка внутри меня живет, зевает, сосет свои маленькие пальчики», – вспоминает Олеся.

«Прими это как
выкидыш».
События приняли неожиданный оборот 5 мая, когда в короткий промежуток между непривычно долгими в этом году майскими праздниками женщина почувствовала, что у нее начали отходить воды. Роддом находится недалеко, но, забеспокоившись, она позвонила в скорую помощь. Приехавшие по вызову врачи увидели около дома машину олесиного отца и вместо того, чтобы успокоить пациентку, удивились: мол, зачем вы вызываете нас, неужели нельзя приехать самим?
«Приехав в роддом, я увидела недовольное лицо акушерки, которая с сарказмом пригласила врача, сказав, что поступила женщина с огромным животом, – продолжает рассказ Олеся Гринчук. Осмотревшая меня врач сказала, что воды вышло много, но будем сохранять беременность, так как срок еще был 32 недели. Меня положили в родильное отделение. У ребенка легкие еще не успели открыться и мне начали колоть препараты для  раскрытия легких у малыша».
На следующий день женщину перевели в акушерское отделение, где она попала под наблюдение к гинекологу Людмиле Прокофьевой. Олесю стало отпускать свойственное всем беременным беспокойство. Казалось, она попала в руки квалифицированных врачей. Тем более ей объяснили, что все идет хорошо, и медики постараются сохранять беременность насколько это возможно. Однако воды продолжали обильно отходить, а на все жалобы по этому поводу Олеся получала один ответ: «Лежи, у тебя постельный режим!».
Так прошло еще двое суток, после чего Олесю Гринчук отправили еще на одно, дополнительное УЗИ. По его итогам елизовские медики сделали вывод, что гипоксии у ребенка нет, следовательно, сохранение беременности будет продолжено. Роды запланировали на 14 мая, первую послепраздничную среду.
«Все было в норме, ребеночек шевелился внутри, но душевная тревога меня не отпускала, – рассказывает женщина. – Малыш ведь не может находиться в утробе без воды. Но ведь я в роддоме и врачи не могут ошибаться, успокаивала я себя. На все мои просьбы сделать кардиотокографию плода врач Людмила Прокофьева отвечала отказом. Она объясняла его тем, что КТГ плода делается со срока 34 недели. Хотя я знала, что в такой критической ситуации, как у меня, она должна была делать его мне каждый день до самых родов».
Для тех, кто не знаком с медицинской терминологией, поясним. Кардиотокография во время беременности проводится с целью получения информации о сердечной деятельности ребенка и частоты его сердцебиения. Также во время этого обследования специальные датчики, подсоединенные к записывающему устройству, фиксируют двигательную активность плода, частоту сокращений матки и реакцию малыша на эти сокращения. Первое, в чем можно убедиться, проводя КТГ, это в том, что ребенок в утробе жив.
Согласно медицинским учебникам, наиболее подходящим временем для проведения кардиотокографии является третий триместр беременности, начиная с 32 недели. На этот момент уже формируется сердечно-сократительный рефлекс плода и устанавливается взаимосвязь между сердечной деятельностью и двигательной активностью. Некоторые врачи полагают, что проводить КТГ можно и раньше, но достоверность диагностики в этом случае ставится под сомнение.
Вернемся к печальному рассказу Олеси Гринчук: «9 мая рано утром у меня перестали отходить воды, я обратилась к акушерке по этому поводу, но мне ответили, дескать, все хорошо, скорее всего, пузырь просто склеился. Во время утреннего обхода я сказала об этом своему врачу Людмиле Прокофьевой, на что получила короткий ответ: «Сохраняем до 14 числа!». Даже не прослушав сердцебиение ребенка, она закончила свой утренний обход. Весь день девятого мая воды у меня не отходили, но я чувствовала, что малышка шевелится, и это меня успокаивало. Вечером этого же дня я обнаружила, что у меня начали отходить воды, но при этом они были уже зеленого цвета, что меня очень сильно встревожило. Недолго думая, я тут же обратилась к врачу Прокофьевой, но ей явно было не до меня. Взглянув с озлобленным лицом, та отрезала: «Иди спать, у тебя все нормально, кровь хорошая!». Уйдя в палату я не находила себе места, я уже тогда поняла, что все идет не так уж хорошо, как утверждали врачи. Я с надеждой на лучшее стала дожидаться утреннего обхода с другим врачом».
Утром следующего дня Олеся таких привычных для нее шевелений младенца не почувствовала. Забила тревогу и попросила пригласить врача. В палату пришла Альбина Торчевская, которая пригласила пациентку в кабинет. Во время осмотра доктор еще шутила: «Что ты так переживаешь, ребенок ещё воды себе написает». Но когда, наконец, был подключен аппарат КТГ, медикам стало не до смеха. Сердцебиение ребенка не прослушивалось. Экстренно вызванный специалист по ультразвуковой диагностике подтвердил самое страшное: ребенок мертв.
О том, что было дальше, убитая горем женщина не может вспоминать без слез: «Мне дали успокоительное, и этот день я провела как в страшном сне, моя жизнь остановилась вместе с сердцем моей долгожданной девочки. Я живая, а внутри у меня мой ребеночек, но уже мертвый. И осознание того, что моя девочка никогда не улыбнется мне, никогда не скажет мне слова «мама», что мы не будем с ней прогуливаться по дорожкам нашего города, все это приводило меня в ужас. Я не хотела больше жить на этом свете».
Нам трудно судить, насколько переживала случившееся акушер-гинеколог Людмила Прокофьева. Но своей пациентке она дала безжалостный совет: «Чтобы тебе легче дальше жилось, прими это, как выкидыш!».

Все за одного
Причины трагедии выясняли более полутора месяцев спустя. 4 июля состоялось заседание медицинского совета елизовской районной больницы под председательством заместителя главврача по медчасти Максима Кравченко. Он, кстати, всего на год старше потерявшей ребенка женщины. На повестке дня был единственный вопрос: «Анализ качества оказания медицинской помощи беременной Гринчук Олесе Сергеевне и случая антенатальной смерти плода». Кроме самого господина Кравченко и секретаря заседания вердикт выносили еще двое членов медсовета: заведующая родильным отделением и заведующая женской консультацией того же самого медучреждения. Пациентку никто на совет не приглашал и ее мнением не интересовался. Угадайте, нашли ли высокопоставленные медики хоть малейшую вину своих коллег в гибели неродившейся девочки?
Результаты расследования участники заседания не то чтобы держали в секрете, но и афишировать особо не стали. И это легко объясняется. Высокопоставленные в районном масштабе доктора не могли не признать: «Допущенные на амбулаторном и стационарном этапах ведения беременной женщины дефекты при оказании медицинской помощи явились следствием недооценки сочетанных факторов пренатального риска и прогноза возможных осложнений, а также невыполнения врачами женской консультации и акушерского отделения в полном объеме стандартов оказания помощи».
Казалось бы, все ясно как белый день. Елизовчане в белых халатах ошиблись и не сделали того, что должны были сделать. Как иначе можно интерпретировать канцелярские фразы из протокола заседания медсовета? Но не тут-то было! Как сказано уже в следующем абзаце документа, «достоверно установить, что послужило причиной антенатальной гибели плода в настоящее время не представляется возможным». Указанные в протоколе дефекты и недочеты при этом «не оказали фатального влияния на исход беременности».
Четвертый пункт заключения вызывает еще больше вопросов. Там говорится, что обращение пациентки Олеси Гринчук к врачу Людмиле Прокофьевой за помощью 9 мая около 22 часов «не нашел своего подтверждения». В медицинской документации записей об этом нет, а устно госпожа Прокофьева этот факт отрицает.
Хорошее дело! Оказывается, можно просто не записать те или иные жалобы пациентки в историю болезни, или просто как-нибудь удалить их оттуда, например, переписав документ заново, а потом «на голубом глазу» отрицать, что сам факт таких жалоб имел место. Каждому понятно, чью сторону займет заместитель главврача, поверит он врачу или пациентке. Доктор доктору глаз не выклюет.
В итоге гибель маленькой Полины признали условно предотвратимой. Так в медицине говорят о случаях, когда потерю младенца трудно, но возможно было предотвратить. Указания медицинского совета потерявшим младенца врачам оригинальностью не отличаются. «Проводить ежемесячный анализ…». «Обеспечить полноту выполнения…». «Принять все необходимые меры…». Очень похоже, что такие протоколы медики штампуют под копирку.
Между тем патологоанатомический диагноз по результатам вскрытия не оставляет возможности для двусмысленного толкования: «Смерть наступила вследствие антенатальной асфиксии». Проще говоря, малышка задохнулась в утробе, когда у матери отошли воды. Вовремя проведенное кесарево сечение могло бы спасти девочку, но в праздничные дни экстренное оперативное вмешательство так и не было проведено.
Впрочем, если внимательно присмотреться к самому протоколу патологоанатомического исследования, то сразу становится понятно, как елизовские медики ведут свою документацию. В верхней части документа под номером 81/2014 – дата 11 мая, то есть день, когда проводилось вскрытие. Внизу уже совсем другое число: 27 мая 2014 года. Почему между составлением протокола и его подписанием прошло больше двух недель, для нас остается загадкой. Стоит ли после этого удивляться, что в истории болезни отсутствуют те или иные записи?
Но даже не это главное. Как констатирует в протоколе патологоанатом Харкевич, смерть плода наступила 11 мая 2014 года в 19 часов 50 минут. Между тем, вскрытие проводилось, как черным по белому написано в документе, 11 мая 2014 года в 15 часов 00 минут. Как в елизовской больнице умудряются проводить вскрытие за пять часов до смерти, знает, похоже, только доктор Харкевич. Жаль, что его не позвали на медицинский совет.

Один мертвый
на сто  живых
Некоторое время назад министерство здравоохранения Камчатского края опубликовало странный документ под названием «Публичная декларация целей и задач на 2014 год». Больше трех десятков красиво раскрашенных страниц с картинками, табличками и разноцветными графиками. Когда держишь это в руках, ощущение такое, что в региональном минздраве был урок рисования. Текст, естественно, крупным шрифтом, по нескольку предложений на странице. Наверное, чтобы выглядело потолще и посолиднее. Бумаги не жалко.
Один из трех разделов этой декларации называется «Совершенствование медицинской помощи матери и ребенку». Только вместо помощи под первым номером там не что-нибудь, а показатель младенческой смертности.
Как публично декларирует наш минздрав под руководством Татьяны Лемешко, в нынешнем году на Камчатке в ближайшие три года будет умирать десять младенцев на каждую тысячу благополучно родившихся живыми.
В среднем по России этот показатель составляет около 8 смертей на тысячу новорожденных. Если сравнивать с зарубежными странами, то Камчатский край где-то рядом с Ботсваной. В прошлом году в родильных домах полуострова родились мертвыми 27 малышей. Еще 31 младенец скончался, не прожив и недели. По сравнению с 2012 годом младенческая смертность растет. В позапрошлом году зафиксирован 21 случай мертворожденных младенцев, и еще 30 умерли в первые шесть суток жизни.
Мы понимаем, что в некоторых ситуациях спасти младенца не в силах даже самый лучший доктор. Но, видимо, это не про камчатских врачей. Ведь недаром высокая младенческая смертность является признаком низкого уровня развития медицины. Если вспомнить только последние случаи гибели новорожденных в медучреждениях, то становится ясно, здесь речь идет не о бессилии, а о халатности и непрофессионализме.  
В эти дни в Петропавловске следственное управление продолжает проверку по факту оказания ненадлежащей медицинской помощи врачами второго городского роддома. Заявление следователям поступило от 26-летней жительницы краевого центра, сообщившей, что 24 июня по направлению, выданному в женской консультации, она была помещена в стационар со сроком беременности 38 недель. Там она должна была находиться под наблюдением врачей до родов. На следующий день в ходе проведения ультразвукового исследования было установлено, что плод развивается хорошо, весит более четырех килограммов.
5 июля вечером у женщины начались схватки, отошли воды, о чем она сообщила медицинской сестре и дежурному врачу. Несмотря на это, ее отправили спать.
Уже утром, после смены врачей, у нее родился ребенок, который умер, спустя непродолжительное время, в родильном зале. По предварительным данным, младенца можно было спасти.
В начале июля во время кесарева сечения погиб младенец в Усть-Большерецком районе. Еще одна трагедия произошла ранним утром 15 июля в петропавловском роддоме № 1. Там родился мертвым сын Марии Волковой. Мальчик весом 3800 граммов и ростом 56 сантиметров задохнулся, не дождавшись помощи от врачей. Беременность женщины была доношенная, сроком 38–39 недель. По ее словам, плод развивался нормально, и ни маме, ни врачам не давал оснований для беспокойства. Женщина долго не могла родить, но оперировать ее стали с фатальным опозданием.
2 февраля прошлого года в этом же медучреждении родился мертвым еще один малыш. Врачи объяснили матери, что ребенок запутался в пуповине.
В сентябре 2012 года, прожив всего три дня, там же скончался сын Елены Силантьевой. Из-за халатности врачей, он родился с сильными признаками удушения, остановленным сердцем и деформированной головой. В этом случае суд уже установил факты врачебной некомпетентности.
В ноябре 2008 года в стенах все того же 1-го роддома не смогли принять сложные роды тройни и малыши в течение нескольких дней после рождения скончались друг за другом. Тогда родители подали в суд, и халатность врачей подтвердилась. После этого инцидента предыдущий главврач роддома оставила свою должность. Позднее родители умершей тройни отсудили у роддома 3 миллиона рублей в качестве компенсации.
Такое количество трагедий на территории одного края говорит только об одном: в наших роддомах работают некомпетентные, непрофессиональные и неумелые врачи, попадать в руки которым опасно для жизни. Мы предполагаем, что наши медики уже вообще не умеют делать кесарево сечение. Как иначе объяснить, что с назначением этой операции все чаще тянут до последнего? Почему раз за разом в медучреждениях края промедление становится причиной летальных исходов?
«Вести» уже обращали внимание на то, что в Уголовном кодексе РФ до сих пор нет такого понятия, как «врачебная ошибка». Действия некомпетентных медиков квалифицируются, как правило, по статьям 109 «Причинение смерти по неосторожности», 118 «Причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью по неосторожности», и 124 «Неоказание помощи больному» УК РФ.
Вдобавок, круговая порука и общая безответственность врачей также препятствуют заслуженному наказанию виновных. А сами медики прекрасно понимают, насколько трудно бывает доказать их оплошность, и оттого, наверное, чувствуют себя безнаказанными.

Дмитрий ЧЕРНОВ.

 

������.������� PR-CY.ru


Backstage at the Rockettes' Radio City Christmas Spectacular Sagan Rose : "This is our reindeer costume, which is how we start the show. This is the only costume that we get in our dressing rooms upstairs. All of these bells are hand-applied — everything is so custom, they do an amazing job for us. The leggings have an ombré effect. It's the smallest details that make the biggest difference." Raley Zofko: "It goes all the way down into our custom-designed LaDuca reindeer boot to look like a hoof of the reindeer. But our favorite part of this costume is our antlers. And — surprise surprise, I'm giving away a little story — they light up at the end [of the number], and we control that. We have a button that we press on a specific count, to specific music, on a specific step." Rose, left, and Zofko. pre bonded hairRacked: How much works goes into fitting each costume to each girl? Sagan Rose: "We start rehearsals at the end of September, and we usually have our fittings a couple weeks before that. But the costume shop is working tirelessly all year. They're so good about it, even if it's the littlest thing — they want to make it so custom and nice for us, because we do spend so much time in them and have so many shows. They want to make sure that we're comfortable. I've been doing the show for eight years now, so they keep my costumes for me year after year. But, you know, things change, bodies change. And if I ever come back and need alterations, it's very easy." Raley Zofko: "And stuff happens throughout the season because we're moving. We're athletes in our costumes. If something unravels, they instantly fix it either during the show or after the show. Everybody is just so on it and professional, and it's what makes the show run smoother." Sagan Rose

: "This is my personal favorite. I just feel kinda sassy, like a cliché Rockette. I t's all about the legs — the numbers starts just from our feet to the top of our skirts showing. So that's the focus of this costume. This is pretty close to the original version when they started the 12 Days of Christmas number here, which I want to say was about 10 years ago. It's so pretty with the lights and the colors and everybody in line together. So they really haven't had to change much." Raley Zofko: "The mesh is different because everyone's skin tone is different, so the wardrobe and costume department custom-dye it. And then we have our head pieces that we have to pin on, and then we do a bunch of head turns to make sure that those are bobby-pinned...after our seven and a half-minute minute tap number, we do kicks, which is pretty exhausting. Our show shoes actually have this battery-packed mic that goes in between the heel." Sagan Rose: "So all the taps are live. We get notes that are like, 'Make sure the heel sound on count is clearer, or sharper, or faster, or together.'" Racked: You'll go out in costume a lot for charity and publicity. Where are some of the fun places you go? remy hair extensionsRaley Zofko: "I got to do the New York Presbyterian children's hospitals last year and it was so wonderful to talk to the children that just need some holiday cheer and love. We literally had a dance party with them, so we danced with all of the kids in our costumes and they were looking at us like, 'Oh my gosh!'" Sagan Rose: "I think it's always fun to do the Macy's Day Thanksgiving Parade. That's when I first saw the Rockettes. I'm from Kentucky, and my grandmother brought my family up to New York when I was little and I was like, 'I want to do that one day.' The parade is a fun place to be in costume because it's a tradition to have us there, and you feel like it's a really big honor." Raley Zofko: "I have friends and family that come up just for the parade. I'm from Alabama, and they fly all the way up to sit in the stands to cheer on the Rockettes." Raley Zofko : "'Soldiers' is my favorite number because it's been in the show since its inception. I feel like I am part of history when I put this costume on. W e have the jacket, we have the pants, and we have the two and a half foot-high soldier hat.

Sagan Rose: "Liza Minnelli's father [Vincent] designed this, and he choreographed the number. And we do the same choreography, wear the same costume. It's really cool because you can see that Raley and I are not the same height — she is closer to the center because she's a taller girl, and I am on the very very end of the line. And when we line up we all want to seem that we are the same height, so they custom-make these jackets and pants to your height. My jacket might be a little shorter than hers so that everything matches in line." Raley Zofko: "These pants are foam pants. Because back in the day, when I started the show, they starched-pressed the pants. They stood up on their own — those were very intense." Sagan Rose: "You walk a little straighter, a little stiffer, and it's easier to perform the 'Parade of the Wooden Soldier' routine with the costume like that. And then we have our tap shoes and these round little fabric cheeks that we put on. We go through about 30,000 of those in a Christmas season. Some girls tape them to their cheeks, but I do Vaseline, because my cheeks are sensitive to the tape." Raley Zofko : "We actually get notes if our solider hat isn't straight up and down. What we do is we put their head up against the wall, so that it lines up so and the back of the hat is straight. If someone's hat is too tilted or too back, it could throw off the line completely. We'll get hat notes, like, 'Raley, your hat was a centimeter back!'" Racked: When you're going from a costume like '12 Days of Christmas' that's all about the legs to being completely covered up as a wooden soldier, what does that change in the way that you're dancing or the way that you're presenting yourself? Sagan Rose: "The costume department and the designers take into consideration what movement we're doing in each number. So I don't feel hindered because the movement is fit for this costume, and the costume is fit for the movement. In rehearsals, we rehearse for a month and a half without costumes, and you get used to that. Then you put on the costumes, and it changes the way you dance." Raley Zofko: "Along with what Sagan is saying, I feel like they take into consideration the simplicity of 'Soldiers' or the extravagance of '12 Days.' In 'Soldiers,' it's just about the formations and the history of the number, so they don't need that much movement. And '12 Days' is very in-your-face, and the costume is accordingly descriptive in that fashion." Raley Zofko : "This is the 78-second change that we were talking about. We have our dress and the coats — right here we have green stripes but there's also red stripes as well. There are so many pieces to it, and we have to get out of all of ['Soldiers'] and get to this, and it's just organized chaos." Sagan Rose: "But it's so organized that it's not chaos! Depending on where you are in the line, there's red and green dresses. This jacket has really simple snaps that really get us in and out, because the change is so fast getting into it and it's choreographed getting these off [on stage]. It could be a little stressful if it wasn't so easy. It's kind of fun because, you know, we're human, and there are wardrobe malfunctions. So if someone's having trouble getting out of their coat, because we do get sweaty and things stick to you... Raley Zofko: "We stand next to each other in this number, too. Which is so funny because I'm so tall and you're so..." perruques cheveux naturelsSagan Rose: "Short. You can say it." Raley Zofko: "You're not as tall as I am. We've had the 'take the jacket off!' emergencies where you're praying the girl behind you can hear you and help you remove it." Racked: Is this where these little guys belong, fastened on the jacket? Sagan Rose: "These are the earrings, and they're there for the changes. We put them on the collar just to make it easy. You know where everything is — I know where to reach for my earrings even when I'm not looking. This is my last step of getting dressed." Racked: Is there ever any issue with the heavy makeup? Are you ever getting something on and you just take your face off on your dress? Sagan Rose: "It happens. We're sweating, we're working hard, and it gets hot underneath those lights. So occasionally, there's white fur near our face and we do get makeup on them, but wardrobe can handle something like that in a snap and by the next show it's clean." Sagan Rose : "So we go from glamorous, sparkly, sassy

Rockettes to this." Raley Zofko: "This is such a crowd pleaser, actually. This is one of my favorite numbers to perform, too. We get to go through the audience this year, which is so cool because we're dancing and stepping all jolly and you get to look at an audience member right in the face and say 'So be good, for goodness sake!' And some of them are freaked out, and some of them love it. This costume is awesome." Sagan Rose: "Everyone thinks that this is a real fat suit, like padded fat. But it's not — it's like a harnessed wire inner tube. We fit right in there and there's no padding down here. Everyone is really surprised that we're all jumping with that. It's nice that there is freedom in this, because we are doing such big movements. It's not necessarily pressed up against our bodies, so we can still move and jump around." Raley Zofko: "The thing that I want to point out here is the wig department — because we kind of get a little messy in our number, they curl our hair and fix this after every performance to make our Santa beards look real and authentic." Racked: Tell us about the space we're in right now — there are a lot of costumes in here. Raley Zofko: "This is the nap space, and lots of changes happen back here. The ensembles are back here, the Rockettes are back here — this is the largest space that we have to change." Sagan Rose: "There can be anywhere from ten to forty [costume] people back here." Raley Zofko: "We have about ten costume changes, and that's just as much choreographed backstage as it is on stage." Racked: Are you just throwing things off and leaving them in a pile for people to handle so you can get back out there? Sagan Rose: "We each have a spot that one or two girls will go to, and there's one dresser to about two girls. We have amazing, amazing dressers. As soon as we come off stage, we're running, and we know exactly where we're going, we know who to look for. It's even choreographed how, if we're changing together, I'll do my earrings first and my dress second and my shoes third, and she'll do her shoes first and her dress second and her earrings third." Raley Zofko: "It's as organized as a [quick] costume change can be." perruques cheveuxRaley Zofko: "This was a newly designed costume by Greg Barnes in 2014. There used to be a rag doll dress that was longer and less form-fitting, and this is cinched at the waist and shorter. And we have the cutest red-and-white striped tights. And underneath that, we have our custom-designed bloomers that I absolutely adore." Sagan Rose: "I wish I could purchase them at a store — they're that cute." Raley Zofko: "We have our glasses, and we have our wigs. This is a wire material that fits right on top of your head." Sagan Rose: "And they are actually pretty light on our heads. We keep the wig caps [from 'Dancing Santas'] on for that." Raley Zofko: "And then we have our Mary Jane tap shoes, which are also miked." Sagan Rose: "We charge the '12 Days of Christmas' tap shoes and these tap shoes after each show, just to make sure." Raley Zofko: "It's so much fun to be a rag doll and get to dance and make funny faces at your friend and look at the audience and blow them kisses." Sagan Rose: "A lot of us come up on the pit of the stage so we are literally this close to the audience, and there will be little kids in the front being like 'Oh my gosh!' They don't know what is happening, their minds are blown, so it's fun to play with them." Racked: You two are seasoned pros at eight and nine years. Has anyone in this cast been around for longer?

Raley Zofko: "There are girls that have been doing it for 16 years that are still in the line!" Racked: Do you have a memory of a favorite show that was a little bit out of the ordinary? Raley Zofko: "There's a gold cast and a blue cast, and I just transitioned from the gold cast." Sagan Rose: "The blue cast is all the morning shows. while the gold cast is all the evening shows." Raley Zofko: "But the gold cast hasn't been doing opening night — this year, when I transitioned to the blue cast, I got to do opening night. That was literally spectacular because there is just such an energy on opening night that I've never felt before. I don't really get nervous anymore. I've done it a lot, and the show is very similar in the ways it changes [from year to year]. I focus on the changes so that I know exactly what to not mess up on, or try to not mess up on. But I've never felt that much energy, love, and support. We had the other cast in the theater watching us, too." lace front wigsSagan Rose: "It was the best crowd I've had in eight years. I felt like a rock star." Racked: What has it been like to perform on this huge world stage, and how is it different to perform elsewhere? Sagan Rose: "Well, to me, I feel like Radio City is my second home. I feel so comfortable on stage and I feel like we all have a bond, especially during the holidays, because a lot of us are from different places and don't have families here. I just feel so at home and so at peace on this stage. [But] when we do travel and perform outside, it's always a nice, different energy that you get." Raley Zofko: "It might be a little bit nerve-wracking in a different way, but it's just as exciting. It's just different — you can't really compare Radio City to outside venues because there's that sense of comfortability on this stage." Sagan Rose: "This is one of my favorites to wear — like '12 Days of Christmas,' the legs are highlighted. With this design, they really wanted to emphasize that every snowflake, like every Rockette, is different, but we come together to make a beautiful snowstorm. So there are six designs of this costume in six colors. All of these straps [on the top] are the biggest change."

Raley Zofko: "On my purple costume, I don't have any of these straps in the front at all. And then we have multiple cuffs and ribbons with rhinestones, and everything is covered in Swarovski crystals. Like what Sagan said, every Rockette is different, and every costume is different, and that's what they try to do with this design. And I think it's so gorgeous. On stage, it's beautiful — with the choreography in the mix, we're beautiful snowflakes dancing in a snowstorm." Sagan Rose: "Linda Haberman was the choreographer for this, and she really emphasized that she really wanted to bring our individual personalities to the stage and celebrate that. Because when you think of the Rockettes you think of a big group of women, but we all are different and have different personalities and different ways that we dance. So it's a really nice number to perform." Raley Zofko: "And then on our LaDuca shoes, the color is painted to match our tights, and the heels have Swarovski crystals on them." Sagan Rose: "This heel is different than our other ones, because it's about a half inch higher to continue the line of the leg. It's a leggy costume." cosplay wigsRacked: What advice would you give to Rockette hopefuls? Sagan Rose: "Taking ballet is very important for dancers, because if you have that good technique background, it will show in anything you do." Raley Zofko: "Tap is very important, too. All versions and styles of dance are important for Rockettes because we are proficient in all of it. I would say take as many classes as often as you can and focus on your technique." Sagan Rose: "And any job, especially in the performing arts industry, is so specific in what they need. So one year, they might need a tall girl, or they'll need a shortish girl for my spot. I think it's perseverance — If you have a goal, don't ever take no for an answer." Raley Zofko: "I would finish that off with dream big, and don't ever lose sight of your dreams. I'm from a small town in the very tip of Alabama and there's not very much dance and entertainment and theater down there. So when I first started dancing, I didn't necessarily know what was out there. And it was just once upon a time — Sagan said she saw the Rockettes at the Macy's Thanksgiving Day Parade and so did I — and I thought, 'That is glamorous, that is beautiful. They are dancing, and I dance.' And it just became a tiny little dream that grew into a big dream, and now it's my life. It's just so unbelievable that it actually came true."