Уроки Истории: Витус Беринг – командор, соединяющий континенты и страны

Печать
PDF
ВМЕСТО ПРЕДИСЛОВИЯ

Удивительный пример служения чужому Отечеству до последнего вздоха, с отчаянным мужеством, стоически перенося лишения: голод холод и болезни, преподнес нам датчанин командор Витус Беринг.  Его жена – датчанка, разделила с ним нелегкую участь офицера, посвятившего жизнь беззаветному служению России.
Что ими двигало? Неужели реальная угроза потери здоровья и самой жизни стоит тех денег, которые Берингу платили на российской службе? Как зажиточные, благополучные датчане сумели разглядеть в России нечто захватывающее, заставляющее полюбить огромную, неприветливую, суровую, непредсказуемую страну и гордиться своими свершениями во имя великой России? Как они смогли разглядеть в нас то, что мы сами не замечали?
Датчане гордятся своим великим земляком. Мы гордимся отважным датчанином – офицером Российского флота, посвятившим жизнь служению Российской империи.
На давний вопрос: «Кем является загадочная Россия: жестокой мачехой для своих подданных или все же требовательной матерью, командор ответил, выбрав второе. Потомкам осталось лишь принять и уважать его выбор.

Вячеслав СКАЛАЦКИЙ
В этом году  исполняется 275 лет со дня трагичес-ких событий, завершивших II  Камчатскую или Великую Северную экспедицию. Во главе  ее, как и I Камчатской, был командор Витус Беринг. Человек, чье имя сейчас носит море,  пролив, мыс, гора, населенный пункт в Анадырском заливе, остров в группе Командорских островов, бухта на о. Спафарьева в Охотском море, залив и река  в заливе  Аляска.
Нам, жителям Камчатки, это имя хорошо известно  еще и потому, что с него начинается история города Петропавловска.

Удивительный человек, личность которого  была не очень понятна современникам, а после смерти  вызвала такой поток научных споров и  публикаций, что интерес к ней не исчезает и сегодня. Историки России, Дании, Канады, США по-прежнему верны этой  теме. Датский профессор истории отметил по этому поводу, что происходящее с биографией Витуса Беринга напоминает ситуацию из сказки Андерсена, когда брошенное кем-то на ветер слово, подобно маленькому перышку, пролетая мимо, превращается в огромного гуся [Under Vitus Bering’s Command: New Perspectives on the Russian Kamchatka Expeditions (Beringiana, 1), edited by Natasha Okhotina Lind and Peter Ulf Mшller. Aarhus: Aarhus University Press, 2002, - 304 p.]. Так и биография человека, от которого не осталось и портрета (долгое время под портретом Витуса Йоннассена Беринга принимали портрет его дядюшки – Витуса Педерсена Беринга, придворного поэта и историка Дании), меняется  от публикации к публикации.
Несколько дней назад завершился визит на Камчатку делегации из Дании. В ее составе были Финн Андерсен – доктор гуманитарных наук, (Университет Напьер, Эдинбург), адъюнкт-профессор, (Ольборгский университет),  директор Датского института культуры в  Санкт-Петербурге,  член Международной комиссии по вопросам культуры, объединяющей Министерство культуры, Министерство внешних связей и Министерство экономики и развития бизнеса, а также представители сферы культуры и искусства Дании, с 2014 – вице-президент Санкт-Петербургского отделения EUNIC;  Сайер Андерсен  – актер, режиссер, театральный менеджер. В 1972-83-х годах он работал в копенгагенском экспериментальном «CafйTeatret», созданном по его инициативе, с 1988  – член Европейской театральной конвенции, он дважды входил в правление Ассоциации датских театров и Театрального музея. В настоящее время  состоит в правлениях общества «Альянс Франсэз», Школьного фонда Принца Хенрика, Театральной высшей народной школы «Рёдкильде» и копенгагенского Общества Х. К. Андерсена. Награжден почетными французскими орденами Les Palmes Acadйmique и Arts et Lettres; а также – Пребен Кристенсен – помощник директора театра, видеооператор,  и Ильдар Маматов, директор издательства, сопровождавший делегацию в России.
Визиту делегации предшествовали рекомендательные письма посла Дании в России Томаса Винклера и министра культуры Дании Анны Алслов.
Короткий, четырехдневный визит был наполнен встречами, но поскольку камчатцы были увлечены Берингией и подготовкой к 8 марта, не многие обратили внимание на это событие. Но ведь даже знаменитая гонка на собачьих упряжках носит имя того человека, с которого начиналась история открытия Северо-Запада Америки и ради которого прилетали датчане.
Сайер Андерсен – пожилой человек, он не блещет здоровьем, больная нога мешает ходить. Зачем же он проделал этот непростой маршрут?
Оказывается,  датский актер считает своим долгом отдать дань памяти великому мореходу, рожденному в Дании и отдавшему жизнь России, почтить его честь, поставив спектакль «Последний час из жизни Витуса Беринга» непосредственно на месте захоронения, на острове, носящем имя великого командора.  
Невольно оказавшись в орбите мероприятий по подготовке к реализации сентябрьского плана, когда на Камчатку прибудет вся труппа театра имени Витуса Беринга,  мне стало грустно оттого, что где-то в маленькой Дании так трепетно берегут и хранят память великого командора, а у нас, в краю, жизнь которого так крепко связана с ним, на слуху только имя, и совсем немного людей, которые знают историю командора.  Поэтому попробуем с ним познакомиться поближе, хоть немного, а дальше любопытного читателя поведет его собственный интерес.
Американский историк, Ф. А. Голдер,  обсуждая вопрос о том, можно ли считать Беринга российским Колумбом, пришел к выводу, что открыть новую землю – еще мало  для того, чтобы считаться Колумбом, нужно иметь особые качества и способности.  Беринг был  для него, выражаясь языком школьников, «троечником» (the plodder) [A Directory for the Navigation of the Pacific Ocean. Gо1dег F. A. Russian Expansion on the Pacific, Cleveland, 1914, p. 261]. Данный психологический критерий далек от научности и не только потому,  что трудно представить доказательства гениальности Колумба и посредственности Беринга, однако нам известно, что великий Дж. Кук, уделявший особое внимание картографии, высоко оценил лоции В. Беринга и назвал пролив Беринговым.
Итак, Витус Йоннассен Беринг.  О детстве Беринга сведений почти не сохранилось. Точная дата его появления на свет неизвестна. Есть только сведения, что крестили младенца 5 августа 1681 года в Хорсенсе, маленьком городке на востоке Ютландского полуострова, а крещения совершались лишь по воскресеньям.  Таким образом, ребенок родился между 30 июля и 5 августа [Федорова Т.С. Встречи с историей. Северная Пацифика глазами исследователя: сб. ст. / сост. И.В. Витер/ – Петропавловск-Камчатский; Издательство «Кампресс», 2011. – 312 с. С.16] .  У  Витуса Йонаса  Сведсена от двух браков было пять сыновей и четыре дочери. Жили небогато, однако семья была образованной и набожной. Благодаря тому, что сестра матери будущего мореплавателя Анны Педерсдаттер Беринг Маргарет  дважды выходила за бургомистров Хорсенса, Беринги были связаны с высшими слоями городского общества.  В апреле 1696 года уходил в плаванье к берегам Ост-Индии брат Витуса Свен Йонассен. Вместе с ним отправился, очевидно, в качестве юнги, в свое первое плавание 14-летний Витус Беринг. Затем он совершил в Ост-Индию еще одно путешествие, на практике постигая географию, картографию, навигацию и другие морские науки. Трудно было тогда предположить, что именно плаванья в Ост-Индию сыграют решающую роль в его дальнейшей судьбе и назначении начальником Первой Камчатской экспедиции. Какое морское учебное заведение и где закончил Витус Беринг – пока неизвестно. В 1703 году корабль, на котором он был, прибыл в Амстердам. Здесь произошло знакомство Беринга с российским  адмиралом Корнелием Ивановичем Крюйсом.  По поручению Петра I Крюйс нанимал на службу в российский военно-морской флот опытных моряков. Эта встреча круто изменила судьбу Витуса Беринга. Он был принят на русскую службу в чине подпоручика и получил назначение на Балтийский флот. В 1704 году через Архангельск он прибыл в Россию.  В 1705 году Беринг командовал маленьким шкутом в эскадре адмирала Крюйса и впервые стал свидетелем боевых действий Северной войны между Россией и Швецией (1700-1721 годы). Как считает ведущий специалист Российского государственного архива Военно-морского флота Т.С. Федорова, посвятившая изу-
чению экспедиций В. Беринга более 50 лет, Беринг не принимал  участия в сражениях,  его суденышко лишь перевозило дрова, но служил исправно, в 1707 году получил чин поручика, а в мае 1710 года был послан в плаванье вдоль южного берега Финского залива для наблюдения за движением в море неприятельских судов [Федорова Т.С. Встречи с историей. Северная Пацифика глазами исследователя: сб. ст. / сост. И.В. Витер/ - Петропавловск-Камчатский; Издательство «Кампресс», 2011. – 312 с. С.18].
Осенью 1710 года, по случаю войны с Турцией, был переведен на Азовское море, где командовал разными мелкими судами, имеющими на вооружении от двух до восьми пушек и численность личного состава 24-41 человек. В ноябре 1710 года он был произведен в капитан-лейтенанты. В 1711 году Беринг участвует в Прутском походе. По версии А.В. Шумилова, он командует двенадцатипушечной шнявой «Темпляр», по Т.С. Федоровой – назначен командиром шнявы «Мункер» [Шумилов А.В. «Самая дальняя и трудная и прежде никогда не бывалая»/Последняя экспедиция Витуса Беринга.-М.: АО «Прогресс».1992.- 192 с. С.10; Федорова Т.С. Встречи с историей. Северная Пацифика глазами исследователя: сб. ст. / сост. И.В. Витер/ - Петропавловск-Камчатский; Издательство «Кампресс», 2011. – 312 с. С.18].
Поскольку турецкие власти отказались пропустить русские суда с Черного моря в Балтийское,
В. Беринг возвратился в Петербург по суше и последующие двенадцать лет служил на Балтийском флоте. В декабре 1713 года  – январе 1714 года он входил в состав военного суда, председателем которого был адмирал Ф.М. Апраксин, а одним из его членов – Петр I. При этом, если А.В. Шумилов пишет о том, что Беринг «плавает на корабле «Рига» под командованием вице-адмирала Корнелия Крюйса», в исследовании Т.С. Федоровой, напротив, сообщается что суд, в который входил Витус Беринг, рассматривал дело К. Крюйса, обвинявшегося в «потерянии корабля и упущении неприятеля, а также за прекращение погони», поскольку его корабль сел на мель, а остальные корабли, увидев это, прекратили погоню, несмотря на превосходство неприятеля числом и вооружением. Далее Т.С. Федорова пишет: «…Несмотря на то, что Беринг был знаком с Крюйсом с молодости, он не колеблясь, высказался за смертную казнь вице-адмирала, ибо для него неисполнение должностных обязанностей было самым тяжелым преступлением, трудно сделать вывод о том, что Беринг был на вице-адмиральском корабле». Такими противоречиями сопровождается вся историография жизни капитан-командора.
Скупые строки служебных формуляров, никаких свидетельств современников, начинавших с Витусом Берингом службу. Утеряна почти вся переписка Витуса с родными. Возможно, лучше понять, что за человек был командор, мы сможем через поступки его жены.
Мы не знаем, при каких обстоятельствах молодой морской офицер увидел впервые Анну Кристину, дочь коммерсанта Матиаса Пюльзе (русские документы того времени называют его обычно Пильсе), принадлежавшего к бюргерам Выборга. Как долго развивался роман, тоже неизвестно, но закончился он тем, что Анна и Витус, дослужившийся к тому времени до ранга капитан-лейтенанта, были 8 октября 1713 года записаны в церковную книгу шведского прихода Выборга как законные супруги. Пюльзе-отец был человеком небедным. Ему принадлежали лесозаготовки, лесопилка, а также морское судно «Stadt Wijburg», перевозившее солод, зерно и спиртные напитки в Ревель и Нарву. Матиас Пюльзе, как и его предки, происходил из города Ниена, на месте которого позже вырос Петербург. В 1703 году он перебрался в тогда еще шведский Выборг. Семья жила в большом каменном доме, построенном в 1650-е годы. Это было одно из самых красивых и представительных зданий города, располагавшееся на площади перед въездом в выборгскую крепость. Дом сохранился до наших дней (Современный адрес: Северный вал, д.3). Жена моряка должна учиться искусству расставаний. Беринга вскоре после свадьбы захватили в плен у финских прибрежных островов шведские каперы, бежать оттуда ему удалось только осенью 1714 года. Возможно, поэтому в дальнейшем Анна предпочитала сопровождать мужа в опасных путешествиях. Из записи от 27 июня 1716 года в метрической книге копенгагенской церкви Св.Николая мы узнаем, что супруги крестили сына, названного Витусом. Крестным отцом стал русский посол в Дании князь В.С. Долгорукий. К сожалению, мальчик не выжил, но сколько он прожил, мы не знаем.  После окончания Северной войны жизнь супругов вошла в более спокойное и размеренное русло: несмотря на морскую службу, Беринг часто бывал на берегу. Семья росла. В 1721 году родился сын Йонас, а в 1823-м – Томас. Но в 1725 году Витус Беринг по указанию Петра I отправлен в Первую камчатскую экспедицию, целью которой было выяснить, где Америка сошлась с Азией [Командорша Институт Восточной Европы Копенгагенского университета, Дания. Мёллер П.У., Охотина-Линд.Н. //Природа №3, 1999]. Анна не осталась в ожидании мужа в комфортном выборгском доме, она отправилась вслед за ним в труднейшую экспедицию, перипетии которой трудно представить современнику. Вот что писал о пути от Иркутска до Охотска один из священнослужителей того времени  протоирей Прокопий Громов: «…мы страдали от десяти пыток, подобных египетским. Неистовые лошади, болота, где земля превращалась в воду, ночная тьма, настигавшая нас в пути посреди непроходимого леса; ветви, грозящие лишить нас зрения; голод; холод; москиты; оводы – эти действительно язвительные мухи; опасные броды через реки;  и раны у лошадей – десять наказаний!» [James R. Gibson. Feeding The Russian Fur Trade. Provisionment of the Okhotsk seabord and the Kamchatka peninsula 1639-1856. The University of Wisconsin Press. Madison,Milwaukee, and London,1969. – 337p.P. 113].

Т. ВОРОБЬЕВА,  
кандидат исторических  наук, доцент,
зав. кафедрой
экономических
и социально-гуманитарных наук Петропавловск-Камчатского филиала РАНХиГС
Продолжение следует
������.������� PR-CY.ru


Backstage at the Rockettes' Radio City Christmas Spectacular Sagan Rose : "This is our reindeer costume, which is how we start the show. This is the only costume that we get in our dressing rooms upstairs. All of these bells are hand-applied — everything is so custom, they do an amazing job for us. The leggings have an ombré effect. It's the smallest details that make the biggest difference." Raley Zofko: "It goes all the way down into our custom-designed LaDuca reindeer boot to look like a hoof of the reindeer. But our favorite part of this costume is our antlers. And — surprise surprise, I'm giving away a little story — they light up at the end [of the number], and we control that. We have a button that we press on a specific count, to specific music, on a specific step." Rose, left, and Zofko. pre bonded hairRacked: How much works goes into fitting each costume to each girl? Sagan Rose: "We start rehearsals at the end of September, and we usually have our fittings a couple weeks before that. But the costume shop is working tirelessly all year. They're so good about it, even if it's the littlest thing — they want to make it so custom and nice for us, because we do spend so much time in them and have so many shows. They want to make sure that we're comfortable. I've been doing the show for eight years now, so they keep my costumes for me year after year. But, you know, things change, bodies change. And if I ever come back and need alterations, it's very easy." Raley Zofko: "And stuff happens throughout the season because we're moving. We're athletes in our costumes. If something unravels, they instantly fix it either during the show or after the show. Everybody is just so on it and professional, and it's what makes the show run smoother." Sagan Rose

: "This is my personal favorite. I just feel kinda sassy, like a cliché Rockette. I t's all about the legs — the numbers starts just from our feet to the top of our skirts showing. So that's the focus of this costume. This is pretty close to the original version when they started the 12 Days of Christmas number here, which I want to say was about 10 years ago. It's so pretty with the lights and the colors and everybody in line together. So they really haven't had to change much." Raley Zofko: "The mesh is different because everyone's skin tone is different, so the wardrobe and costume department custom-dye it. And then we have our head pieces that we have to pin on, and then we do a bunch of head turns to make sure that those are bobby-pinned...after our seven and a half-minute minute tap number, we do kicks, which is pretty exhausting. Our show shoes actually have this battery-packed mic that goes in between the heel." Sagan Rose: "So all the taps are live. We get notes that are like, 'Make sure the heel sound on count is clearer, or sharper, or faster, or together.'" Racked: You'll go out in costume a lot for charity and publicity. Where are some of the fun places you go? remy hair extensionsRaley Zofko: "I got to do the New York Presbyterian children's hospitals last year and it was so wonderful to talk to the children that just need some holiday cheer and love. We literally had a dance party with them, so we danced with all of the kids in our costumes and they were looking at us like, 'Oh my gosh!'" Sagan Rose: "I think it's always fun to do the Macy's Day Thanksgiving Parade. That's when I first saw the Rockettes. I'm from Kentucky, and my grandmother brought my family up to New York when I was little and I was like, 'I want to do that one day.' The parade is a fun place to be in costume because it's a tradition to have us there, and you feel like it's a really big honor." Raley Zofko: "I have friends and family that come up just for the parade. I'm from Alabama, and they fly all the way up to sit in the stands to cheer on the Rockettes." Raley Zofko : "'Soldiers' is my favorite number because it's been in the show since its inception. I feel like I am part of history when I put this costume on. W e have the jacket, we have the pants, and we have the two and a half foot-high soldier hat.

Sagan Rose: "Liza Minnelli's father [Vincent] designed this, and he choreographed the number. And we do the same choreography, wear the same costume. It's really cool because you can see that Raley and I are not the same height — she is closer to the center because she's a taller girl, and I am on the very very end of the line. And when we line up we all want to seem that we are the same height, so they custom-make these jackets and pants to your height. My jacket might be a little shorter than hers so that everything matches in line." Raley Zofko: "These pants are foam pants. Because back in the day, when I started the show, they starched-pressed the pants. They stood up on their own — those were very intense." Sagan Rose: "You walk a little straighter, a little stiffer, and it's easier to perform the 'Parade of the Wooden Soldier' routine with the costume like that. And then we have our tap shoes and these round little fabric cheeks that we put on. We go through about 30,000 of those in a Christmas season. Some girls tape them to their cheeks, but I do Vaseline, because my cheeks are sensitive to the tape." Raley Zofko : "We actually get notes if our solider hat isn't straight up and down. What we do is we put their head up against the wall, so that it lines up so and the back of the hat is straight. If someone's hat is too tilted or too back, it could throw off the line completely. We'll get hat notes, like, 'Raley, your hat was a centimeter back!'" Racked: When you're going from a costume like '12 Days of Christmas' that's all about the legs to being completely covered up as a wooden soldier, what does that change in the way that you're dancing or the way that you're presenting yourself? Sagan Rose: "The costume department and the designers take into consideration what movement we're doing in each number. So I don't feel hindered because the movement is fit for this costume, and the costume is fit for the movement. In rehearsals, we rehearse for a month and a half without costumes, and you get used to that. Then you put on the costumes, and it changes the way you dance." Raley Zofko: "Along with what Sagan is saying, I feel like they take into consideration the simplicity of 'Soldiers' or the extravagance of '12 Days.' In 'Soldiers,' it's just about the formations and the history of the number, so they don't need that much movement. And '12 Days' is very in-your-face, and the costume is accordingly descriptive in that fashion." Raley Zofko : "This is the 78-second change that we were talking about. We have our dress and the coats — right here we have green stripes but there's also red stripes as well. There are so many pieces to it, and we have to get out of all of ['Soldiers'] and get to this, and it's just organized chaos." Sagan Rose: "But it's so organized that it's not chaos! Depending on where you are in the line, there's red and green dresses. This jacket has really simple snaps that really get us in and out, because the change is so fast getting into it and it's choreographed getting these off [on stage]. It could be a little stressful if it wasn't so easy. It's kind of fun because, you know, we're human, and there are wardrobe malfunctions. So if someone's having trouble getting out of their coat, because we do get sweaty and things stick to you... Raley Zofko: "We stand next to each other in this number, too. Which is so funny because I'm so tall and you're so..." perruques cheveux naturelsSagan Rose: "Short. You can say it." Raley Zofko: "You're not as tall as I am. We've had the 'take the jacket off!' emergencies where you're praying the girl behind you can hear you and help you remove it." Racked: Is this where these little guys belong, fastened on the jacket? Sagan Rose: "These are the earrings, and they're there for the changes. We put them on the collar just to make it easy. You know where everything is — I know where to reach for my earrings even when I'm not looking. This is my last step of getting dressed." Racked: Is there ever any issue with the heavy makeup? Are you ever getting something on and you just take your face off on your dress? Sagan Rose: "It happens. We're sweating, we're working hard, and it gets hot underneath those lights. So occasionally, there's white fur near our face and we do get makeup on them, but wardrobe can handle something like that in a snap and by the next show it's clean." Sagan Rose : "So we go from glamorous, sparkly, sassy

Rockettes to this." Raley Zofko: "This is such a crowd pleaser, actually. This is one of my favorite numbers to perform, too. We get to go through the audience this year, which is so cool because we're dancing and stepping all jolly and you get to look at an audience member right in the face and say 'So be good, for goodness sake!' And some of them are freaked out, and some of them love it. This costume is awesome." Sagan Rose: "Everyone thinks that this is a real fat suit, like padded fat. But it's not — it's like a harnessed wire inner tube. We fit right in there and there's no padding down here. Everyone is really surprised that we're all jumping with that. It's nice that there is freedom in this, because we are doing such big movements. It's not necessarily pressed up against our bodies, so we can still move and jump around." Raley Zofko: "The thing that I want to point out here is the wig department — because we kind of get a little messy in our number, they curl our hair and fix this after every performance to make our Santa beards look real and authentic." Racked: Tell us about the space we're in right now — there are a lot of costumes in here. Raley Zofko: "This is the nap space, and lots of changes happen back here. The ensembles are back here, the Rockettes are back here — this is the largest space that we have to change." Sagan Rose: "There can be anywhere from ten to forty [costume] people back here." Raley Zofko: "We have about ten costume changes, and that's just as much choreographed backstage as it is on stage." Racked: Are you just throwing things off and leaving them in a pile for people to handle so you can get back out there? Sagan Rose: "We each have a spot that one or two girls will go to, and there's one dresser to about two girls. We have amazing, amazing dressers. As soon as we come off stage, we're running, and we know exactly where we're going, we know who to look for. It's even choreographed how, if we're changing together, I'll do my earrings first and my dress second and my shoes third, and she'll do her shoes first and her dress second and her earrings third." Raley Zofko: "It's as organized as a [quick] costume change can be." perruques cheveuxRaley Zofko: "This was a newly designed costume by Greg Barnes in 2014. There used to be a rag doll dress that was longer and less form-fitting, and this is cinched at the waist and shorter. And we have the cutest red-and-white striped tights. And underneath that, we have our custom-designed bloomers that I absolutely adore." Sagan Rose: "I wish I could purchase them at a store — they're that cute." Raley Zofko: "We have our glasses, and we have our wigs. This is a wire material that fits right on top of your head." Sagan Rose: "And they are actually pretty light on our heads. We keep the wig caps [from 'Dancing Santas'] on for that." Raley Zofko: "And then we have our Mary Jane tap shoes, which are also miked." Sagan Rose: "We charge the '12 Days of Christmas' tap shoes and these tap shoes after each show, just to make sure." Raley Zofko: "It's so much fun to be a rag doll and get to dance and make funny faces at your friend and look at the audience and blow them kisses." Sagan Rose: "A lot of us come up on the pit of the stage so we are literally this close to the audience, and there will be little kids in the front being like 'Oh my gosh!' They don't know what is happening, their minds are blown, so it's fun to play with them." Racked: You two are seasoned pros at eight and nine years. Has anyone in this cast been around for longer?

Raley Zofko: "There are girls that have been doing it for 16 years that are still in the line!" Racked: Do you have a memory of a favorite show that was a little bit out of the ordinary? Raley Zofko: "There's a gold cast and a blue cast, and I just transitioned from the gold cast." Sagan Rose: "The blue cast is all the morning shows. while the gold cast is all the evening shows." Raley Zofko: "But the gold cast hasn't been doing opening night — this year, when I transitioned to the blue cast, I got to do opening night. That was literally spectacular because there is just such an energy on opening night that I've never felt before. I don't really get nervous anymore. I've done it a lot, and the show is very similar in the ways it changes [from year to year]. I focus on the changes so that I know exactly what to not mess up on, or try to not mess up on. But I've never felt that much energy, love, and support. We had the other cast in the theater watching us, too." lace front wigsSagan Rose: "It was the best crowd I've had in eight years. I felt like a rock star." Racked: What has it been like to perform on this huge world stage, and how is it different to perform elsewhere? Sagan Rose: "Well, to me, I feel like Radio City is my second home. I feel so comfortable on stage and I feel like we all have a bond, especially during the holidays, because a lot of us are from different places and don't have families here. I just feel so at home and so at peace on this stage. [But] when we do travel and perform outside, it's always a nice, different energy that you get." Raley Zofko: "It might be a little bit nerve-wracking in a different way, but it's just as exciting. It's just different — you can't really compare Radio City to outside venues because there's that sense of comfortability on this stage." Sagan Rose: "This is one of my favorites to wear — like '12 Days of Christmas,' the legs are highlighted. With this design, they really wanted to emphasize that every snowflake, like every Rockette, is different, but we come together to make a beautiful snowstorm. So there are six designs of this costume in six colors. All of these straps [on the top] are the biggest change."

Raley Zofko: "On my purple costume, I don't have any of these straps in the front at all. And then we have multiple cuffs and ribbons with rhinestones, and everything is covered in Swarovski crystals. Like what Sagan said, every Rockette is different, and every costume is different, and that's what they try to do with this design. And I think it's so gorgeous. On stage, it's beautiful — with the choreography in the mix, we're beautiful snowflakes dancing in a snowstorm." Sagan Rose: "Linda Haberman was the choreographer for this, and she really emphasized that she really wanted to bring our individual personalities to the stage and celebrate that. Because when you think of the Rockettes you think of a big group of women, but we all are different and have different personalities and different ways that we dance. So it's a really nice number to perform." Raley Zofko: "And then on our LaDuca shoes, the color is painted to match our tights, and the heels have Swarovski crystals on them." Sagan Rose: "This heel is different than our other ones, because it's about a half inch higher to continue the line of the leg. It's a leggy costume." cosplay wigsRacked: What advice would you give to Rockette hopefuls? Sagan Rose: "Taking ballet is very important for dancers, because if you have that good technique background, it will show in anything you do." Raley Zofko: "Tap is very important, too. All versions and styles of dance are important for Rockettes because we are proficient in all of it. I would say take as many classes as often as you can and focus on your technique." Sagan Rose: "And any job, especially in the performing arts industry, is so specific in what they need. So one year, they might need a tall girl, or they'll need a shortish girl for my spot. I think it's perseverance — If you have a goal, don't ever take no for an answer." Raley Zofko: "I would finish that off with dream big, and don't ever lose sight of your dreams. I'm from a small town in the very tip of Alabama and there's not very much dance and entertainment and theater down there. So when I first started dancing, I didn't necessarily know what was out there. And it was just once upon a time — Sagan said she saw the Rockettes at the Macy's Thanksgiving Day Parade and so did I — and I thought, 'That is glamorous, that is beautiful. They are dancing, and I dance.' And it just became a tiny little dream that grew into a big dream, and now it's my life. It's just so unbelievable that it actually came true."