Витус Беринг – командор, соединяющий континенты и страны

Печать
PDF

(Продолжение. Начало
в № 98 от 06.4.2016 и
№ 99 от 13.04.2016)

 

Итак, едва завершив Первую Камчатскую экспедицию,  Витус  Беринг стал готовиться ко второй.  Из конкретных предложений Беринга следовало, что он расценивал эту экспедицию как локальное мероприятие, примерно, эквивалентное по масштабу Первой Камчатской: по численности она должна была превзойти первую лишь незначительно (65 против 34-х человек экипажа), а расходы оценивались в весьма скромную сумму – в 10-12 тысяч рублей (Петрухинцев. Н. «Прорыв на восток. Истоки и исход второй экспедиции Беринга».Родина. 2009. № 2. С.69-74. С.70).
Однако  в Санкт-Петербурге поспешили максимально расширить задачи и масштаб экспедиции, что встретило полную поддержку. Началось обсуждение программы работ с учетом мнений флотского ведомства, Сената и Академии наук, которое заняло почти год. Программа, оформленная сенатским докладом, ставила перед экспедицией серьезнейшие задачи, распределенные между восемью отдельными отрядами:
1) исследование Северного морского пути отдельными отрядами «лейтенантов флота» (Северные отряды экспедиции);
2) астрономические наблюдения, картографирование и научное экономико-географическое и историографическое описание Сибири (научный отряд);
3) исследование морского пути в Японию и Китай и описание островов и побережья («японский» отряд Шпанберга);
4) разведка пути в Америку и американского побережья с возможной перспективой присоединения части его к России («американский» отряд Беринга) (Петрухинцев. Н. «Прорыв на восток. Истоки и исход второй экспедиции Беринга». Родина. 2009. № 2. С.69-74. С.71).
28 декабря 1732 года указ об организации экспедиции, названной «самой дальней и трудной и никогда прежде не бывалой», был представлен Сенатом на высочайшее утверждение (Сергеев. В. Д.  «Страницы истории Камчатки». Петропавловск-Камч.: Дальневосточное книжное изд-во, 1992.  190 с. С.69).
Масштабы экспедиции были столь велики, что впоследствии она получила название Великой Северной экспедиции. Все арктическое побережье России было разбито на пять участков.
Великая Северная экспедиция продолжалась около десяти лет. Всего в работе основных и вспомогательных отрядов экспедиции приняли участие несколько тысяч человек различных специальностей, непосредственно научными изысканиями занимались более 550 человек. Участники экспедиции во время морских и пеших походов исследовали и впервые нанесли на карту почти все русское побережье Ледовитого океана, берега Охотского и Берингова морей. Русскими исследователями были открыты Таймыр, Аляска, Алеутские и Командорские острова. В 1746 году по материалам Великой Северной экспедиции Дмитрий Овцын, Софрон Хитрово, Алексей Чириков, Иван Елагин, Степан Малыгин, Дмитрий и Харитон Лаптевы составили «Карту генеральную Российской империи, северных и восточных берегов, прилежащих к Северному Ледовитому и Восточному океанам с частью вновь найденных через морские плавания западных американских берегов и острова Япона».
Помимо руководства всей Второй Камчаткой экспедицией Беринг должен был лично возглавить «американский» отряд во время плавания к берегам Америки. Это путешествие стало для Витуса Беринга последним. И именно этому маршруту мы уделим свое внимание. По словам Свена Вакселя, завершившего экспедицию после смерти  Беринга, «на экспедицию не жалели никаких затрат, и правительство приложило все возможное старание к обогащению науки общей географии на пользу общественному просвещению, о чем можно и должно упомянуть как о славной заслуге России» (Ваксель С. «Вторая Камчатская экспедиция Витуса Беринга». Ред., предисл. и коммент. А.И. Андреева. – Л.-М., 1940 – 174 с. С.13).
Об этой экспедиции написано гораздо больше, нежели о первой. Свой вклад внесли современники, участники событий, среди которых особенно интересны записи Алексея Чирикова, Свена Вакселя, Георга Стеллера. Но не стоит забывать, что и эти документальные свидетельства несут на себе печати характеров своих авторов, отношений в отряде и прочих обстоятельств. Так, известный дневник Свена Вакселя был написан спустя более чем 15 лет по завершении эпопеи, а к этому времени многие события виделись ему уже в несколько другом свете. Хотя в основу его труда легли  «Путевые журналы Г. Стеллера о Второй Камчатской экспедиции», журнал, который вел, по словам Вакселя, «его товарищ, в то время лейтенант, впоследствии контр-адмирал, ныне покойный Софрон Хитрово», донесения, карты, устные сообщения, заметна некоторая разница в оценках событий и людей у Вакселя – как несомненного автора печатаемого в приложении  донесения в Адмиралтейств-коллегию от 15 ноября 1742 г. и у Вакселя – как автора «Извлечения», которое он закончил незадолго до 1758 года. (Попова О.А. «Вторая Камчатская экспедиция Витуса Беринга шведа Свена Вакселя» – уникальная библиографическая редкость: Электронный ресурс. Код доступа: http://library.ikz.ru/georg-steller/aus-sibirien-2013-2006/.
Поэтому, не задерживаясь на деталях очередного долгого пути к Якутску,  мы решили обратиться к такому необычному источнику, как доносы. Дело в том, что время обеих экспедиций Витуса Беринга совпало с петровско-анненской эпохой доносительства, поэтому доносы и жалобы на руководителей были обычным явлением, только выражалось это в форме рапортов.  Впервые такие документы Второй Камчатской экспедиции были изучены Татьяной Сергеевной Федоровой, историком-архивистом Российского государственного архива  военно-морского флота  Санкт- Петербурга. Ею были представлены наиболее  существенные и содержащие наиболее серьезные замечания – рапорты капитан-поручика В.И. Казанцева, лейтенанта М.Г. Плаутина и начальника Охотского порта Г.Г. Скорнякова-Писарева, адресованные в Сибирский приказ, Адмиралтейств-коллегию, Сенат и даже императрице. Документы эти до сих пор не исследовались и не публиковались до 2002 года.
Одним из первых критиков В. Беринга был капитан-поручик Василий Казанцев, который жил и служил в Кронштадте, но в 1727 году за высказывание в поддержку А.Д. Меншикова был арестован и по указу Петра II от 5 января 1728 года «за непристойные слова» отправлен в Сибирь в команду В. Беринга.  В 1732 году Казанцев был отправлен на Камчатку с целью осмотра мест, пригодных для постройки крепостей и составления чертежей. Казанцев это поручение начальника Охотского порта Г.Г. Скорнякова-Писарева воспринял как особую миссию, для выполнения которой себя не пожалел.    
Он прошел весь полуостров (за исключением горных хребтов): летом - пешком, зимой - на собачьих упряжках  и лыжах.  Результатом этого путешествия стало  доношение и чертежи будущих крепостей.
Пройдя от Якутска до Охотска, ознакомившись с суровой природой Охотского края, где зимой морозы нередко достигали - 40ОС, с камчатскими пургами – снежными бурями с жестокими ветрами, сыростью и абсолютным бездорожьем, Казанцев убеждается в том, что условия для деятельности Второй Камчатской экспедиции не созданы. Деятельность, или вернее сказать, бездействие Г.Г. Скорнякова-Писарева также было подвергнуто суровой критике. Василий Казанцев подготовил чертежи будущих крепостей и обобщил результаты своего путешествия. В сентябре 1735 года в Якутской воеводской канцелярии он заявил, что в Охотском правлении и экспедиции капитан-командора Беринга «чинится государству напрасно немалый убыток и разорение». В связи со столь серьезным обвинением Казанцев был отправлен в январе 1736 года в Иркутск, где передал вице-губернатору А.Г. Плещееву 4 чертежа и доношение, состоящее из 27 пунктов. Он сообщил также, что имеет много устных доказательств и просил, чтобы его отправили в Сенат для дачи показаний. Через месяц Казанцев заявил уже о 50 пунктах обвинений и настаивал на отправке в Сенат, «не упуская времени, понеже оное дело времени не терпит, что государству напрасное разорение чинится» (Федорова Т.С. «Доносы и жалобы на В.Беринга как источник по истории Второй Камчатской экспедиции». «Русское открытие Америки: Сборник статей, посвященный 70-летию академика Н.Н. Болховитинова». М.: «Российская политическая энциклопедия».  2002. 495с. С.195).
Сегодня, зная трагический финал Второй  экспедиции В. Беринга, мы не можем не признать правоту  Василия Казанцева.  Ведь на половину земного круга растянулся по долготе район работ Великой Северной экспедиции: семь отдельных отрядов, шестьсот русских моряков, пять тысяч человек, постоянно обеспечивавших транспортировку грузов в Тобольск. Туруханск, Якутск, в Охотск и на Камчатку. Такая экспедиция, несомненно, требовала более чем серьезной подготовки. Ведь был уже опыт Первой экспедиции, когда,  не выдержав тягот пути, служилые люди, нанятые в Якутске, убегали. Есть все основания считать, что В. Казанцеву был известен горький опыт Первой экспедиции и он искренне стремился предотвратить его повторения.
14 марта 1736 года бывший капитан-поручик был арестован, но это его не остановило: в июне он передал в Тобольскую губернскую канцелярию новое доношение, состоящее уже из 112 пунктов. Обвинения его в адрес Беринга сводились к тому, что деятельность Второй Камчатской экспедиции обходится государству слишком дорого, в Охотск посылается множество людей всякого чина, отчего «чинится государству убыток или разорение, а доброго и прочного ничего не будет и сделать неисчего». Поэтому нужно остановить экспедицию как можно скорее, ибо «ежели такое нерассудительное отправление с таким великим коштом еще несколько лет продолжится, то государству великий убыток учинится, для того, что люди все с голоду помрут, а интересы все даром пропадут».  Казанцев писал также о долгом пребывании Беринга в Якутске и зимних развлечениях офицеров. К доношению были приложены чертежи неизвестной земли близ Камчатки и на юг от нее, пути от Якутска до Охотска и р. Амур.
Возможно, у капитан-командора были основания для задержки. Ведь снабжение огромной экспедиции, разбросанной по Сибири, требовало исключительной энергии. Так, например, только в одном 1738 году и только из Якутска к Юдомскому кресту было отправлено: муки – 13 тысяч 896 пудов, сухарей – 593 пуда, круп – 2 тысячи 702 пуда… И так далее (Шумилов А.В. «Самая дальняя и трудная и прежде никогда не бывалая.  Последняя экспедиция Витуса Беринга». М.:АО «Прогресс». 1992. 192 с. С.26).
Уже 9 сентября 1736 года по указу Сената, куда поступили все материалы Казанцева, Адмиралтейств-коллегия рассмотрела эти документы и постановила представить в Правительствующий Сенат экстракт, в котором перечислить все указы, посланные Берингу с осуждением его долгого пребывания в Якутске. Но вот свидетельство Свена Вакселя – старшего помощника на «Святом Петре», одобрявшего продуманную основательность действий В. Беринга: «Он не раз говорил мне, что, мол, нехитрое дело загнать людей в места, где они себя сами могут пропитать, а вот обеспечить их содержание – это дело, требующее предусмотрительности и разумной распорядительности» (там же).  
Несмотря на все эти меры, зимовка на Камчатке оказалась тяжелой: вопрос снабжения продовольствием стал одним из основных. Свен Ваксель писал:  «Было принято решение кормить команду в течение зимы рыбой и олениной и выдавать ей половинную норму хлеба».  Известно и то, насколько губительным оказалось пребывание экспедиции для местных жителей, которые были вынуждены не только обеспечивать моряков продуктами, платить ясак, но и лишались основного средства существования – собачьих упряжек, которые изымались для нужд экспедиции. Последствием этого стало резкое сокращение численности коренного населения.  Но цель оправдывает средства, видимо, так рассуждали в Сенате, да и самой возможности улучшить снабжение экспедиции в условиях крайней отдаленности не существовало. Поэтому, хотя Берингу и был послан указ, в котором ему сообщалось о доносе Казанцева, о прекращении его экспедиции не могло быть и речи, более того, командору было велено провести более тщательный осмотр территорий и составить карты Камчатского и Охотского края. Более 10 лет Казанцев упорно, как ему казалось, отстаивал интересы России.
Вторая Камчатская экспедиция действительно обошлась стране достаточно дорого и легла тяжелым бременем на провинции Сибири, но итоги ее были несоизмеримо значительнее, видимо поэтому Коллегия не признала пользы в его доносах.
Совершенно другого характера были доносы на В. Беринга штурмана в ранге лейтенанта Михаила Плаутина, зачисленного в экспедицию в январе 1733 года. Обладая неуравновешенным и скандальным характером, он поссорился с Берингом в самом начале экспедиции и, когда появился повод, принялся писать на него доносы. Хотя сам Беринг пытался истинно по-отечески удержать Михаила от конфликтов. Плаутин сообщал, что капитан-командор «вступает во многие посторонние дела, отчего могут чинитца в отправлении Камчатской экспедиции многие замедления», и приводил примеры таких «посторонних» дел: информировал, что Беринг приказал выдавать служителям экспедиции подмокшую муку и крупу, брал подарки соболями, изготавливал вино и др. Из этого Плаутин делал вывод, что «капитан-командор употребляет свое мнение и старание не о Камчацкой экспедиции, но больше старается о своем интересе и о покое жены своей и детей, чтоб от них не отлучатца и долее прожить в Якуцке с ними, понеже до Охоцка трудная езда» (Федорова Т.С. «Доносы и жалобы на В.Беринга как источник по истории Второй Камчатской экспедиции. Русское открытие Америки» Сборник статей, посвященный 70-летию академика Н.Н. Болховитинова. М. «Российская политическая энциклопедия». 2002. 495с. С.198).  Отметим, что история жизни Анны Беринг, о которой, по словам доносчика, так заботился капитан-командор, требует отдельного повествования. Но можно ли осуждать стремление Беринга облегчить участь родных, если нам известно, что после тяжелейшей Первой экспедиции, после гибели пятерых детей Анна вновь сопровождает мужа.
Плаутин упрекал начальника экспедиции в том, что он угощал жителей города, а взамен получал шкурки соболя и в нежелании уезжать из Якутска «...Капитан-командор не употребляет своего старания о врученном ему деле для Камчатской экспедиции и ехать из Якутска не  хочет... Более старается о своих интересах и веселиях, нежели об экспедиции и из Якутска добровольно, знать, не выедет». Плаутин писал, что для летних забав Беринг сделал баржу и карету, а колеса для нее вез из Тобольска за счет экспедиции. Для зимних забав «и прославления себя» сделал большие сани, в которые помещалось до 30 человек, 4 трубача и стол с конфетами, катал на них жену, детей и местных жителей. «И триумфов Якутску, а радоваться в то время нечему было, разве было печалитца... И ежели будет следствие по сему доношению, то буду во всем доказывать и обличать нерадение его, а ежели что и в уведаю, о том должен по присяжной моей должности к пользе  интереса ея и. в. доношениями предлагать», –  заключал свой рапорт лейтенант, обещая и дальше писать доносы «Федорова Т.С. «Доносы и жалобы на В.Беринга как источник по истории Второй Камчатской экспедиции./ Русское открытие Америки». Сборник статей, посвященный 70-летию академика Н.Н. Болховитинова. М.«Российская политическая энциклопедия».  2002. 495с. С.199). 31 января 1737 года Адмиралтейств-коллегия, заслушав очередной донос Плаутина, выразила Берингу крайнее недовольство задержкой его в Якутске, не принимая во внимание причин этой задержки. Ему было приказано прислать обстоятельный отчет и отправиться «в подлежащий путь..., не продолжая ни малого времени и  не ожидая впредь подтвердительных указов под опасением тягчайшего, яко за пренебрежение ея и. в. указов и за нерадение о пользе государственной ответа и истязания». Берингу было запрещено получать двойное жалование, как всем другим участникам экспедиции.
Капитан-командор тяжело переживал недовольство Адмиралтейств-коллегии его действиями и недоверие к нему. 5 декабря 1737 года он с горечью писал: «...Я по чистой моей совести доношу, что уже как мне больше того старатца, не знаю, и, кроме того, какое я к способности ея сначала и поныне прилежание имею, иных способов к поспешению не нашел».
Больно задело его и запрещение получать двойное жалование. Указ об этом пришел в Охотск в начале 1738 года и до 1 июня 1740 года Беринг имел только одинарное жалование, что было весьма ощутимо, так как к тому времени в остроге была и Анна Матвеевна с младшими детьми. Много неприятностей доставляли командору бесконечные жалобы и доносы бывшего любимца Петра I, генерал-майора, директора Морской академии, затем обер-прокурора Сената  Г.Г. Скорнякова-Писарева.  
В 1727 году он был лишен чинов, бит кнутом и сослан в Сибирь на поселение за участие в заговоре против А.Д. Меншикова.  Все это сделало Писарева озлобленным и скандальным. Опустившийся к тому времени Писарев не смог найти общего языка с окружающими и попытки В. Беринга усмирить его гнев оборачивались доносами на него самого. Эти удивительные свидетельства времени вместе с бесконечными ответами Беринга на попытки Сената выяснить, что же было на самом деле,  погружают нас не только в мир человеческих страстей, но и в обстоятельства их появления.
К счастью любознательного читателя,  в 2009 и 2013 годах вышли сборники документов Второй Камчатской экспедиции, чтение которых порой, более захватывает, нежели современный детектив («Вторая Камчатская экспедиция. Документы 1734-1736. Морские отряды». Составители Наталья Охотина-Линдт, Петер Ульф Меллер. Санкт-Петербург: Нестор-История, 2009 – 933с.;  «Вторая Камчатская экспедиция. Документы 1734-1736. Морские отряды». Составители Наталья Охотина-Линдт, Петер Ульф Меллер. Санкт-Петербург: Нестор-История, 2013 – 942 с.).

 

Продолжение следует.

Т. ВОРОБЬЕВА,  
кандидат
исторических  наук,
доцент,
зав. кафедрой
экономических
и социально-
гуманитарных наук
Петропавловск-
Камчатского филиала
РАНХиГС
������.������� PR-CY.ru


Backstage at the Rockettes' Radio City Christmas Spectacular Sagan Rose : "This is our reindeer costume, which is how we start the show. This is the only costume that we get in our dressing rooms upstairs. All of these bells are hand-applied — everything is so custom, they do an amazing job for us. The leggings have an ombré effect. It's the smallest details that make the biggest difference." Raley Zofko: "It goes all the way down into our custom-designed LaDuca reindeer boot to look like a hoof of the reindeer. But our favorite part of this costume is our antlers. And — surprise surprise, I'm giving away a little story — they light up at the end [of the number], and we control that. We have a button that we press on a specific count, to specific music, on a specific step." Rose, left, and Zofko. pre bonded hairRacked: How much works goes into fitting each costume to each girl? Sagan Rose: "We start rehearsals at the end of September, and we usually have our fittings a couple weeks before that. But the costume shop is working tirelessly all year. They're so good about it, even if it's the littlest thing — they want to make it so custom and nice for us, because we do spend so much time in them and have so many shows. They want to make sure that we're comfortable. I've been doing the show for eight years now, so they keep my costumes for me year after year. But, you know, things change, bodies change. And if I ever come back and need alterations, it's very easy." Raley Zofko: "And stuff happens throughout the season because we're moving. We're athletes in our costumes. If something unravels, they instantly fix it either during the show or after the show. Everybody is just so on it and professional, and it's what makes the show run smoother." Sagan Rose

: "This is my personal favorite. I just feel kinda sassy, like a cliché Rockette. I t's all about the legs — the numbers starts just from our feet to the top of our skirts showing. So that's the focus of this costume. This is pretty close to the original version when they started the 12 Days of Christmas number here, which I want to say was about 10 years ago. It's so pretty with the lights and the colors and everybody in line together. So they really haven't had to change much." Raley Zofko: "The mesh is different because everyone's skin tone is different, so the wardrobe and costume department custom-dye it. And then we have our head pieces that we have to pin on, and then we do a bunch of head turns to make sure that those are bobby-pinned...after our seven and a half-minute minute tap number, we do kicks, which is pretty exhausting. Our show shoes actually have this battery-packed mic that goes in between the heel." Sagan Rose: "So all the taps are live. We get notes that are like, 'Make sure the heel sound on count is clearer, or sharper, or faster, or together.'" Racked: You'll go out in costume a lot for charity and publicity. Where are some of the fun places you go? remy hair extensionsRaley Zofko: "I got to do the New York Presbyterian children's hospitals last year and it was so wonderful to talk to the children that just need some holiday cheer and love. We literally had a dance party with them, so we danced with all of the kids in our costumes and they were looking at us like, 'Oh my gosh!'" Sagan Rose: "I think it's always fun to do the Macy's Day Thanksgiving Parade. That's when I first saw the Rockettes. I'm from Kentucky, and my grandmother brought my family up to New York when I was little and I was like, 'I want to do that one day.' The parade is a fun place to be in costume because it's a tradition to have us there, and you feel like it's a really big honor." Raley Zofko: "I have friends and family that come up just for the parade. I'm from Alabama, and they fly all the way up to sit in the stands to cheer on the Rockettes." Raley Zofko : "'Soldiers' is my favorite number because it's been in the show since its inception. I feel like I am part of history when I put this costume on. W e have the jacket, we have the pants, and we have the two and a half foot-high soldier hat.

Sagan Rose: "Liza Minnelli's father [Vincent] designed this, and he choreographed the number. And we do the same choreography, wear the same costume. It's really cool because you can see that Raley and I are not the same height — she is closer to the center because she's a taller girl, and I am on the very very end of the line. And when we line up we all want to seem that we are the same height, so they custom-make these jackets and pants to your height. My jacket might be a little shorter than hers so that everything matches in line." Raley Zofko: "These pants are foam pants. Because back in the day, when I started the show, they starched-pressed the pants. They stood up on their own — those were very intense." Sagan Rose: "You walk a little straighter, a little stiffer, and it's easier to perform the 'Parade of the Wooden Soldier' routine with the costume like that. And then we have our tap shoes and these round little fabric cheeks that we put on. We go through about 30,000 of those in a Christmas season. Some girls tape them to their cheeks, but I do Vaseline, because my cheeks are sensitive to the tape." Raley Zofko : "We actually get notes if our solider hat isn't straight up and down. What we do is we put their head up against the wall, so that it lines up so and the back of the hat is straight. If someone's hat is too tilted or too back, it could throw off the line completely. We'll get hat notes, like, 'Raley, your hat was a centimeter back!'" Racked: When you're going from a costume like '12 Days of Christmas' that's all about the legs to being completely covered up as a wooden soldier, what does that change in the way that you're dancing or the way that you're presenting yourself? Sagan Rose: "The costume department and the designers take into consideration what movement we're doing in each number. So I don't feel hindered because the movement is fit for this costume, and the costume is fit for the movement. In rehearsals, we rehearse for a month and a half without costumes, and you get used to that. Then you put on the costumes, and it changes the way you dance." Raley Zofko: "Along with what Sagan is saying, I feel like they take into consideration the simplicity of 'Soldiers' or the extravagance of '12 Days.' In 'Soldiers,' it's just about the formations and the history of the number, so they don't need that much movement. And '12 Days' is very in-your-face, and the costume is accordingly descriptive in that fashion." Raley Zofko : "This is the 78-second change that we were talking about. We have our dress and the coats — right here we have green stripes but there's also red stripes as well. There are so many pieces to it, and we have to get out of all of ['Soldiers'] and get to this, and it's just organized chaos." Sagan Rose: "But it's so organized that it's not chaos! Depending on where you are in the line, there's red and green dresses. This jacket has really simple snaps that really get us in and out, because the change is so fast getting into it and it's choreographed getting these off [on stage]. It could be a little stressful if it wasn't so easy. It's kind of fun because, you know, we're human, and there are wardrobe malfunctions. So if someone's having trouble getting out of their coat, because we do get sweaty and things stick to you... Raley Zofko: "We stand next to each other in this number, too. Which is so funny because I'm so tall and you're so..." perruques cheveux naturelsSagan Rose: "Short. You can say it." Raley Zofko: "You're not as tall as I am. We've had the 'take the jacket off!' emergencies where you're praying the girl behind you can hear you and help you remove it." Racked: Is this where these little guys belong, fastened on the jacket? Sagan Rose: "These are the earrings, and they're there for the changes. We put them on the collar just to make it easy. You know where everything is — I know where to reach for my earrings even when I'm not looking. This is my last step of getting dressed." Racked: Is there ever any issue with the heavy makeup? Are you ever getting something on and you just take your face off on your dress? Sagan Rose: "It happens. We're sweating, we're working hard, and it gets hot underneath those lights. So occasionally, there's white fur near our face and we do get makeup on them, but wardrobe can handle something like that in a snap and by the next show it's clean." Sagan Rose : "So we go from glamorous, sparkly, sassy

Rockettes to this." Raley Zofko: "This is such a crowd pleaser, actually. This is one of my favorite numbers to perform, too. We get to go through the audience this year, which is so cool because we're dancing and stepping all jolly and you get to look at an audience member right in the face and say 'So be good, for goodness sake!' And some of them are freaked out, and some of them love it. This costume is awesome." Sagan Rose: "Everyone thinks that this is a real fat suit, like padded fat. But it's not — it's like a harnessed wire inner tube. We fit right in there and there's no padding down here. Everyone is really surprised that we're all jumping with that. It's nice that there is freedom in this, because we are doing such big movements. It's not necessarily pressed up against our bodies, so we can still move and jump around." Raley Zofko: "The thing that I want to point out here is the wig department — because we kind of get a little messy in our number, they curl our hair and fix this after every performance to make our Santa beards look real and authentic." Racked: Tell us about the space we're in right now — there are a lot of costumes in here. Raley Zofko: "This is the nap space, and lots of changes happen back here. The ensembles are back here, the Rockettes are back here — this is the largest space that we have to change." Sagan Rose: "There can be anywhere from ten to forty [costume] people back here." Raley Zofko: "We have about ten costume changes, and that's just as much choreographed backstage as it is on stage." Racked: Are you just throwing things off and leaving them in a pile for people to handle so you can get back out there? Sagan Rose: "We each have a spot that one or two girls will go to, and there's one dresser to about two girls. We have amazing, amazing dressers. As soon as we come off stage, we're running, and we know exactly where we're going, we know who to look for. It's even choreographed how, if we're changing together, I'll do my earrings first and my dress second and my shoes third, and she'll do her shoes first and her dress second and her earrings third." Raley Zofko: "It's as organized as a [quick] costume change can be." perruques cheveuxRaley Zofko: "This was a newly designed costume by Greg Barnes in 2014. There used to be a rag doll dress that was longer and less form-fitting, and this is cinched at the waist and shorter. And we have the cutest red-and-white striped tights. And underneath that, we have our custom-designed bloomers that I absolutely adore." Sagan Rose: "I wish I could purchase them at a store — they're that cute." Raley Zofko: "We have our glasses, and we have our wigs. This is a wire material that fits right on top of your head." Sagan Rose: "And they are actually pretty light on our heads. We keep the wig caps [from 'Dancing Santas'] on for that." Raley Zofko: "And then we have our Mary Jane tap shoes, which are also miked." Sagan Rose: "We charge the '12 Days of Christmas' tap shoes and these tap shoes after each show, just to make sure." Raley Zofko: "It's so much fun to be a rag doll and get to dance and make funny faces at your friend and look at the audience and blow them kisses." Sagan Rose: "A lot of us come up on the pit of the stage so we are literally this close to the audience, and there will be little kids in the front being like 'Oh my gosh!' They don't know what is happening, their minds are blown, so it's fun to play with them." Racked: You two are seasoned pros at eight and nine years. Has anyone in this cast been around for longer?

Raley Zofko: "There are girls that have been doing it for 16 years that are still in the line!" Racked: Do you have a memory of a favorite show that was a little bit out of the ordinary? Raley Zofko: "There's a gold cast and a blue cast, and I just transitioned from the gold cast." Sagan Rose: "The blue cast is all the morning shows. while the gold cast is all the evening shows." Raley Zofko: "But the gold cast hasn't been doing opening night — this year, when I transitioned to the blue cast, I got to do opening night. That was literally spectacular because there is just such an energy on opening night that I've never felt before. I don't really get nervous anymore. I've done it a lot, and the show is very similar in the ways it changes [from year to year]. I focus on the changes so that I know exactly what to not mess up on, or try to not mess up on. But I've never felt that much energy, love, and support. We had the other cast in the theater watching us, too." lace front wigsSagan Rose: "It was the best crowd I've had in eight years. I felt like a rock star." Racked: What has it been like to perform on this huge world stage, and how is it different to perform elsewhere? Sagan Rose: "Well, to me, I feel like Radio City is my second home. I feel so comfortable on stage and I feel like we all have a bond, especially during the holidays, because a lot of us are from different places and don't have families here. I just feel so at home and so at peace on this stage. [But] when we do travel and perform outside, it's always a nice, different energy that you get." Raley Zofko: "It might be a little bit nerve-wracking in a different way, but it's just as exciting. It's just different — you can't really compare Radio City to outside venues because there's that sense of comfortability on this stage." Sagan Rose: "This is one of my favorites to wear — like '12 Days of Christmas,' the legs are highlighted. With this design, they really wanted to emphasize that every snowflake, like every Rockette, is different, but we come together to make a beautiful snowstorm. So there are six designs of this costume in six colors. All of these straps [on the top] are the biggest change."

Raley Zofko: "On my purple costume, I don't have any of these straps in the front at all. And then we have multiple cuffs and ribbons with rhinestones, and everything is covered in Swarovski crystals. Like what Sagan said, every Rockette is different, and every costume is different, and that's what they try to do with this design. And I think it's so gorgeous. On stage, it's beautiful — with the choreography in the mix, we're beautiful snowflakes dancing in a snowstorm." Sagan Rose: "Linda Haberman was the choreographer for this, and she really emphasized that she really wanted to bring our individual personalities to the stage and celebrate that. Because when you think of the Rockettes you think of a big group of women, but we all are different and have different personalities and different ways that we dance. So it's a really nice number to perform." Raley Zofko: "And then on our LaDuca shoes, the color is painted to match our tights, and the heels have Swarovski crystals on them." Sagan Rose: "This heel is different than our other ones, because it's about a half inch higher to continue the line of the leg. It's a leggy costume." cosplay wigsRacked: What advice would you give to Rockette hopefuls? Sagan Rose: "Taking ballet is very important for dancers, because if you have that good technique background, it will show in anything you do." Raley Zofko: "Tap is very important, too. All versions and styles of dance are important for Rockettes because we are proficient in all of it. I would say take as many classes as often as you can and focus on your technique." Sagan Rose: "And any job, especially in the performing arts industry, is so specific in what they need. So one year, they might need a tall girl, or they'll need a shortish girl for my spot. I think it's perseverance — If you have a goal, don't ever take no for an answer." Raley Zofko: "I would finish that off with dream big, and don't ever lose sight of your dreams. I'm from a small town in the very tip of Alabama and there's not very much dance and entertainment and theater down there. So when I first started dancing, I didn't necessarily know what was out there. And it was just once upon a time — Sagan said she saw the Rockettes at the Macy's Thanksgiving Day Parade and so did I — and I thought, 'That is glamorous, that is beautiful. They are dancing, and I dance.' And it just became a tiny little dream that grew into a big dream, and now it's my life. It's just so unbelievable that it actually came true."