ДОРОГИ В НИКУДА. ПРОДОЛЖЕНИЕ

Печать
PDF

Печальная судьба магистралей и развязок на Северо-Востоке

Несколько дней назад в отставку подал руководитель петропавловского МКУ «Управление капитального строительства и ремонта» (УКСиР) Андрей Романчук, проработавший в этой должности немногим более двух лет. Он был приведен на должность печально известным главой администрации ПКГО Дмитрием Зайцевым, печально известным по прозвищу «Трансгендер». Официально увольнение состоялось по собственному желанию и не находится в причинно-следственной связи со срывом строительства и реконструкции сразу нескольких важных объектов в краевой столице. Но, согласитесь, такое совпадение слишком красноречиво, чтобы быть простой случайностью.

Видно, что-то в УКСиР не так, если во всех провалах последнего времени там обвиняют исключительно исполнителей работ. Наша газета уже рассказывала о прекращении реконструкции дома культуры СРВ и строительства детского сада на улице Арсеньева. Оба объекта на данный момент заморожены. В обоих случаях будут искать новых подрядчиков.

Сегодня обязанности начальника УКСиР исполняет руководитель отдела дорожного строительства управления Анатолий Родомакин. Имеет ли право занимать столь высокую должность в городском хозяйстве сотрудник со средним специальным образованием – большой вопрос. Тем более что именно при участии господина Родомакина фактически было сорвано строительство двух автомобильных дорог на Северо-Востоке.

Во-первых, речь идет о магистрали общегородского значения от поста ГАИ до улицы Академика Королева с развязкой в микрорайоне Северо-Восток. Ее следовало ввести в эксплуатацию не позднее 15 октября 2015 года. Другая несостоявшаяся стройка – автодорога по улице Ларина с устройством транспортной развязки с водопропускными сооружениями до конца жилой застройки. Здесь срок окончания работ истек 30 сентября 2016 года. Обе трассы не готовы до сих пор.

О скандале, связанном с прокладкой дорог на Северо-Востоке «Вести» подробно рассказывали 14 июня нынешнего года в материале «Дорога в никуда». Открытые аукционы на строительство двух автомобильных дорог в Петропавловске ООО «Альтир» выиграло еще в декабре 2013 года. Заказчиком официально являлось УКСиР. За разработку технической документации непосредственно отвечал Анатолий Родомакин. Полагаем, ошибок, в том числе грубых, в проекте было столько, что дорожникам оставалось только хвататься за голову.

То, что УКСиР в лице теперь уже бывшего руководителя Андрея Романчука и начальника отдела дорожного строительства Анатолия Родомакина фактически не исполняло свои обязательства перед подрядчиком, видно из заключения госэкспертизы проекта, которую провело ГАУ «Государственная экспертиза проектной документации». Это обязательная процедура для любого строящегося объекта. При этом к проектно-сметной документации, представляемой для исследования, должны быть приложены все разрешения, без которых нельзя начинать работы, а также договор об осуществлении авторского надзора. Ответственность за это целиком лежит на заказчике.

Госэкспертиза утвердила пакет документов, но с некоторыми оговорками. В соответствии с письмом департамента градостроительства и земельных отношений муниципалитета процедура изъятия четырех из пяти земельных участков, по которым должна была пройти магистраль до улицы Академика Королева, должна была осуществиться за рамками проекта до начала строительства.

Согласно нормам Градостроительного кодекса РФ, заказчик обязан своевременно сформировать и предоставить для строительства земельные участки, которые должны соответствовать проекту и условиям договора. Ключевое слово здесь – «своевременно». По контрактам, земельные участки, по которым пройдут магистрали, следовало передать в пользования подрядчику в течение 10 дней с момента подписания договоров. Этого сделано не было. Данное обстоятельство может свидетельствовать о грубом нарушении УКСиР обязательств по муниципальному контракту.

Руководители ООО «Альтир», заключая муниципальные контракты на строительство двух автодорог, даже представить себе не могли, скольких разрешительных документов на тот момент вообще не существовало в природе. По нашему оценочному суждению, строителей просто ввели в заблуждение. Некоторые бумаги им пришлось ждать почти два года.

Первое из двух разрешений на строительство, в котором речь шла о трассе от поста ГАИ до улицы Академика Королева, было получено только 19 марта 2014 года, то есть спустя 94 дня после подписания контракта. Другое разрешение – на дорогу по улице Ларина – подрядчик получил 27 мая 2014 года, то есть с опозданием на 153 дня. Такую задержку вообще невозможно ни понять, ни объяснить.

Фактически, согласно приказам управления архитектуры, градостроительства и земельных отношений администрации ПКГО, строительство дороги и развязки на улице Академика Королева осуществлялось на пяти земельных участках. Их общая площадь составила 212 457 квадратных метров, что отличается от условий муниципального контракта. Это свидетельствует о том, что участки под будущую дорогу к моменту заключения договора не были даже сформированы. В результате УКСиР продолжало передавать земельные участки ООО «Альтир» за пределами срока окончания контрактов, причем задержка составила около двух лет. Разве это не грубейшее нарушение обязательств заказчиком?

По закону любое строительство, будь то жилой дом или автомобильная дорога, должно сопровождаться авторским надзором. Так называют контроль архитектурного предприятия, подготовившего проект, за точным соблюдением его требований. Муниципальный контракт об авторском надзоре за прокладкой трассы на улице Ларина УКСиР заключило с ГУП «Камчатгражданпроект» только 16 февраля 2015 года, то есть больше чем через год после подписания договора подряда с ООО «Альтир». Авторский надзор должен осуществляться постоянно, с первого до последнего дня строительства объекта. Так кто же виноват в том, что подрядчик не уложился в срок?

Эксперты ГАУ «Государственная экспертиза проектной документации» отметили также, что отвечавшие за прокладку автотрасс в УКСиР господа Романчук и Родомакин согласовали земляные работы с ПАО «Камчатскэнерго» и ПАО «Ростелеком». Эти предприятия владеют подземными коммуникациями, которые в ходе строительства могли быть повреждены. Однако, несмотря на формальные согласования, энергоснабжающая и телекоммуникационная компании впоследствии неоднократно выносили запретительные предписания и приостанавливали работу подрядчика.

Когда с большим опозданием дорога на улице Ларина была вынесена в натуру (так строители называют комплекс геодезических изысканий перед непосредственным началом работ), специалисты ООО «Альтир» неожиданно обнаружили поперек будущей дороги совершенно новый канал с восемью силовыми кабелями. Эти сети обеспечивали электроснабжение микрорайонов Дачная, Горизонт и Северо-Восток. Трасса по проекту должна была пересечь канал с кабелями, что невозможно в принципе. В технических документах о столь важном препятствии не было ни слова. В результате ПАО «Камчатскэнерго» полтора месяца демонтировало канал, причем на оплату данной работы «Альтир» был вынужден истратить около 6,5 миллиона рублей. Это почти все деньги, предусмотренные сметой на непредвиденные расходы.

Еще одна задержка, ответственность за которую должно, на наш взгляд, нести УКСиР, связана с необходимостью вырубки деревьев на месте будущей магистрали до улицы Академика Королева, что было предусмотрено сметой. Однако точное количество деревьев, которое предстояло спилить, автор проекта господин Родомакин выяснить не удосужился. Без этого лесорубы приступить к работе не имели права. Это недоразумение было устранено только 28 апреля 2014 года, то есть спустя 133 дня после подписания контракта.

В заключении ГАУ «Государственная экспертиза проектной документации» прямо говорилось, что земельные участки, на которых планировалось прокладывать дорогу, расположены в сложных инженерно-геологических условиях: «Это обусловлено распространением заболоченных участков общей протяженностью 270 метров, наличием участков с высоким уровнем залегания грунтовых вод, подверженности грунтов морозному пучению, возможности разжижения грунтов, высокой сейсмичности площадки строительства».

Проще говоря, там, где должна была проходить магистраль, много заболоченных мест. Преобладающими являются супесь, песок и суглинки, не пригодные для дорожного строительства. Если использовать такой грунт для насыпи и дорожного основания, то в скором времени следует ожидать оползней, после чего дороги будут полностью разрушены. Но и на это «специалисты» из УКСиР, видимо, не обратили внимания.

Чтобы доказать свою правоту, ООО «Альтир» было вынуждено за свой счет провести еще одну экспертизу физико-механических свойств грунта с бурением скважин. Этим занимались специалисты ОАО «Камчатский трест инженерно-технических изысканий» (КамчатТИСИЗ), которые составили акт о том, что грунт никудышный. Его можно было бы заменить. Завезти то, что надо, например, с карьера на Петровской сопке. Затраты на это составили бы не более 10 % от общей стоимости объектов, так что могли быть возмещены за счет УКСиР на законных основаниях. Но в управлении капстроительства упрямо стояли на своем: строить следует из того, что есть. В результате дорожники заменили грунт за свой счет, затратив на это около восьми миллионов рублей, и начали земляные работы. Но оплачивать их УКСиР не стал.

Фактически заказчик не создал условия для надлежащего исполнения муниципальных контрактов, что могло повлечь нарушение сроков их выполнения. Как можно требовать своевременного выполнения работ от строителей, которым то не могут передать землю, то предоставляют непрофессионально выполненный проект, то раз за разом задерживают оплату?

Вместо того, чтобы исправлять проектно-сметную документацию, в которой ясно видна некомпетентность ее создателей, муниципальное управление капстроительства в судебном порядке расторгло контракты с ООО «Альтир». Формальным поводом для этого стало существенное нарушение сроков сдачи объектов. Более того, господин Романчук публично в телевизионном эфире обвинил строительную компанию в недобросовестности, фактически возложив на нее ответственность за собственные грубые ошибки.

Если УКСиР раз за разом нанимает настолько недобросовестных строителей, что вынуждено впоследствии разрывать с ними контракты, то за это, наверное, кто-то в муниципальном казенном учреждении должен ответить. Но, как нам представляется, господин Родомакин отчаянно лукавит, скорее всего, пытаясь сохранить хорошую мину (в смысле, выражение лица) при плохой игре. Потому что если кто-то и виноват в срыве графика дорожных работ, то это отнюдь не подрядчик, а само управление капстроительства. На самом деле строительство двух дорог с транспортными развязками оказалось попросту невозможным из-за бездарно подготовленной заказчиком (то есть УКСиР) технической документации.

Впрочем, и к судебным решениям, вынесенным по двум объектам 28 апреля и 17 мая нынешнего года судьей краевого арбитража Татьяной Арзамазовой, есть много вопросов. Первый из них связан с оформлением земельных участков под магистраль и развязку на улице Ларина. Один из участков площадью 20 561 квадратный метр был передан в пользование строителям на основании договора только 14 февраля 2014 года, то есть спустя почти два месяца после заключения муниципального контракта. До тех пор на этой земле нельзя было не только что-либо строить, но даже проводить хоть какие-то изыскания.

Более того, факт передачи участка еще не значит, что подрядчик немедленно может приступать к работе. Для этого требуется еще разрешение на строительство. Это документ, удостоверяющий право собственника, арендатора или пользователя объекта недвижимости осуществить застройку земельного участка, реконструкцию здания или сооружения, а также благоустройство территории.

В феврале 2014 года получить его не представлялось возможным, поскольку развязка на дороге по улице Ларина должна была расположиться еще на одном участке площадью 2,1226 гектара, на который в тот момент вообще не было никаких правоустанавливающих документов. «Установлено, что за получением разрешения на строительство ответчик (ООО «Альтир. – Ред.) обратился в уполномоченный орган только 21 марта 2014 года, – говорится в решении суда. – Причины необращения за выдачей разрешения в период с 15 февраля, после предоставления земельного участка, по 20 марта ответчик не обосновал».

На наш взгляд, тут нечего обосновывать. Какой смысл запрашивать разрешение, если на это последует очевидный и предсказуемый отказ? Ведь второй участок, предусмотренный проектом, еще никак не оформлен, а значит, начинать прокладку дороги нельзя. В марте 2014 года так и произошло. Департамент градостроительства и земельных отношений муниципалитета отказал в выдаче разрешения именно по этой причине. В итоге земля под будущую транспортную развязку была передана в пользование подрядчику только 26 мая 2014 года, и уже на следующий день ООО «Альтир» получило, наконец, разрешение на строительство. Начало работ, таким образом, задержалось на пять месяцев. О каком соблюдении контрактных сроков в этой ситуации можно говорить?

Еще через месяц геологи нашли не предусмотренную проектом кабельную трассу ПАО «Камчатскэнерго». Об этом подрядчик сообщил в УКСиР 25 июня 2014 года. «Работу по переносу кабеля расценены как дополнительные, не учтенные проектной документацией. На выполнение таких работ сторонами составлена локальная смета на сумму 6 520 342,04 рубля», – сказано в вердикте Татьяны Арзамазовой (орфография оригинала сохранена. - Ред.).

Далее она скрупулезно подсчитала, что затраты труда на демонтаж кабелей составляют 2 707 человеко-часов. «Таким образом, при восьмичасовом рабочем дне указанная работа может быть выполнена бригадой из 10 человек за 34 дня», – резюмирует судья. При этом она согласилась с тем, что на это время срок сдачи автодороги с развязкой на улице Ларина должен быть продлен.

Еще один спорный эпизод, в котором камчатский арбитраж принял сторону УКСиР, связан с так называемыми «слабыми грунтами», подлежащими с точки зрения ООО «Альтир» замене. Суд, почему-то проигнорировав результаты экспертиз ГАУ «Государственная экспертиза проектной документации» и ОАО «КамчатТИСИЗ», согласился с доводами УКСиР в том, что непригодный грунт якобы не повлиял на возможность выполнения работ.

Окончившая Дальневосточный государственный университет по специальности «юриспруденция» Татьяна Арзамазова имеет только пятый квалификационный класс. Она была назначена судьей арбитражного суда лишь немногим более двух лет назад. Зато с мая 2004 года по апрель 2009 года госпожа Арзамазова возглавляла общеправовой отдел департамента дорожного хозяйства Приморского края. Вероятно, на этом основании она считает себя крупным специалистом в строительстве автомобильных магистралей. Странно, что при этом Татьяна Андреевна не задала себе вопрос: сколько прослужила бы дорога, построенная на непригодном грунте, который подвержен оползням?

Оценивая доводы сторон по данному вопросу, судья сослалась на статью 748 Гражданского кодекса РФ «Контроль и надзор заказчика за выполнением работ по договору строительного подряда». Третьим пунктом данной статьи предусмотрено, что «подрядчик обязан исполнять полученные в ходе строительства указания заказчика, если такие указания не противоречат условиям договора строительного подряда и не представляют собой вмешательство в оперативно-хозяйственную деятельность подрядчика».

Вызывает удивление, что суд не принял во внимание статью 718 Гражданского кодекса РФ «Содействие заказчика». Она гласит: «Заказчик обязан в случаях, в объеме и в порядке, предусмотренных договором подряда, оказывать подрядчику содействие в выполнении работы. При неисполнении заказчиком этой обязанности подрядчик вправе требовать возмещения причиненных убытков, включая дополнительные издержки, вызванные простоем, либо перенесения сроков исполнения работы, либо увеличения указанной в договоре цены работы».

«В данном случае риск наступления неблагоприятных последствий несет заказчик, выдавший соответствующее указание. У ответчика имеются способы защиты своих прав, в том числе возможность одностороннего отказа от выполнения обязательств по контракту», – сказано в судебном решении.

Другими словами, ООО «Альтир», по мнению судьи Арзамазовой, должно было махнуть рукой на качество работ и сделать дорогу как попало и из чего попало. А дальше хоть трава не расти. Отвечать за то, что магистраль через несколько месяцев разрушится, все равно будет управление капстроительства. Как быть в таком случае с деловой репутацией строительной фирмы? Доверит ли ей кто-нибудь после этого еще хоть какой-то заказ? Другой предложенный судом вариант – отказ от выполнения обязанностей по договору и, как следствие, его почти автоматическое расторжение. Но кому от этого стало бы лучше?

Что касается оплаты уже выполненных ООО «Альтир» работ, то здесь в своем решении Татьяна Арзамазова, как нам кажется, вообще противоречит сама себе. Вначале она провозглашает, что «при проверке деятельности истца (МКУ «УКСиР». – Ред.) сотрудниками прокуратуры Камчатского края было выявлено наличие у истца задолженности по оплате работ». Однако буквально на следующей странице решения судья утверждает: «Материалами дела подтверждается, что заказчик принятые на себя обязательства исполнил в полном объеме».

Как, простите, это понять? Если один из участников процесса должен другому крупную сумму денег и отказывается ее платить, как можно назвать должника полностью исполнившим обязательства? По нашему мнению, это такой же абсурд, как сухая вода или горький сахар. Так или иначе, оба контракта на строительство автотрасс арбитраж велел разорвать. В настоящее время ООО «Альтир» готовит кассационную жалобу в арбитражный суд Дальневосточного округа.

Теперь управление капстроительства вроде бы готовит технические документы для проведения новых торгов по прокладке двух многострадальных дорог. Характерно, что в проект вносятся именно те поправки, о которых ООО «Альтир» неоднократно предупреждало УКСиР. Другими словами, устраняются грубые ошибки, не позволившие вовремя построить в Петропавловске две новые дороги.

Господин Родомакин, засучив рукава, будет представлять заказчика при строительстве столь необходимых городу магистралей. Это что, злая шутка такая?

Дмитрий ЧЕРНОВ

������.������� PR-CY.ru


Backstage at the Rockettes' Radio City Christmas Spectacular Sagan Rose : "This is our reindeer costume, which is how we start the show. This is the only costume that we get in our dressing rooms upstairs. All of these bells are hand-applied — everything is so custom, they do an amazing job for us. The leggings have an ombré effect. It's the smallest details that make the biggest difference." Raley Zofko: "It goes all the way down into our custom-designed LaDuca reindeer boot to look like a hoof of the reindeer. But our favorite part of this costume is our antlers. And — surprise surprise, I'm giving away a little story — they light up at the end [of the number], and we control that. We have a button that we press on a specific count, to specific music, on a specific step." Rose, left, and Zofko. pre bonded hairRacked: How much works goes into fitting each costume to each girl? Sagan Rose: "We start rehearsals at the end of September, and we usually have our fittings a couple weeks before that. But the costume shop is working tirelessly all year. They're so good about it, even if it's the littlest thing — they want to make it so custom and nice for us, because we do spend so much time in them and have so many shows. They want to make sure that we're comfortable. I've been doing the show for eight years now, so they keep my costumes for me year after year. But, you know, things change, bodies change. And if I ever come back and need alterations, it's very easy." Raley Zofko: "And stuff happens throughout the season because we're moving. We're athletes in our costumes. If something unravels, they instantly fix it either during the show or after the show. Everybody is just so on it and professional, and it's what makes the show run smoother." Sagan Rose

: "This is my personal favorite. I just feel kinda sassy, like a cliché Rockette. I t's all about the legs — the numbers starts just from our feet to the top of our skirts showing. So that's the focus of this costume. This is pretty close to the original version when they started the 12 Days of Christmas number here, which I want to say was about 10 years ago. It's so pretty with the lights and the colors and everybody in line together. So they really haven't had to change much." Raley Zofko: "The mesh is different because everyone's skin tone is different, so the wardrobe and costume department custom-dye it. And then we have our head pieces that we have to pin on, and then we do a bunch of head turns to make sure that those are bobby-pinned...after our seven and a half-minute minute tap number, we do kicks, which is pretty exhausting. Our show shoes actually have this battery-packed mic that goes in between the heel." Sagan Rose: "So all the taps are live. We get notes that are like, 'Make sure the heel sound on count is clearer, or sharper, or faster, or together.'" Racked: You'll go out in costume a lot for charity and publicity. Where are some of the fun places you go? remy hair extensionsRaley Zofko: "I got to do the New York Presbyterian children's hospitals last year and it was so wonderful to talk to the children that just need some holiday cheer and love. We literally had a dance party with them, so we danced with all of the kids in our costumes and they were looking at us like, 'Oh my gosh!'" Sagan Rose: "I think it's always fun to do the Macy's Day Thanksgiving Parade. That's when I first saw the Rockettes. I'm from Kentucky, and my grandmother brought my family up to New York when I was little and I was like, 'I want to do that one day.' The parade is a fun place to be in costume because it's a tradition to have us there, and you feel like it's a really big honor." Raley Zofko: "I have friends and family that come up just for the parade. I'm from Alabama, and they fly all the way up to sit in the stands to cheer on the Rockettes." Raley Zofko : "'Soldiers' is my favorite number because it's been in the show since its inception. I feel like I am part of history when I put this costume on. W e have the jacket, we have the pants, and we have the two and a half foot-high soldier hat.

Sagan Rose: "Liza Minnelli's father [Vincent] designed this, and he choreographed the number. And we do the same choreography, wear the same costume. It's really cool because you can see that Raley and I are not the same height — she is closer to the center because she's a taller girl, and I am on the very very end of the line. And when we line up we all want to seem that we are the same height, so they custom-make these jackets and pants to your height. My jacket might be a little shorter than hers so that everything matches in line." Raley Zofko: "These pants are foam pants. Because back in the day, when I started the show, they starched-pressed the pants. They stood up on their own — those were very intense." Sagan Rose: "You walk a little straighter, a little stiffer, and it's easier to perform the 'Parade of the Wooden Soldier' routine with the costume like that. And then we have our tap shoes and these round little fabric cheeks that we put on. We go through about 30,000 of those in a Christmas season. Some girls tape them to their cheeks, but I do Vaseline, because my cheeks are sensitive to the tape." Raley Zofko : "We actually get notes if our solider hat isn't straight up and down. What we do is we put their head up against the wall, so that it lines up so and the back of the hat is straight. If someone's hat is too tilted or too back, it could throw off the line completely. We'll get hat notes, like, 'Raley, your hat was a centimeter back!'" Racked: When you're going from a costume like '12 Days of Christmas' that's all about the legs to being completely covered up as a wooden soldier, what does that change in the way that you're dancing or the way that you're presenting yourself? Sagan Rose: "The costume department and the designers take into consideration what movement we're doing in each number. So I don't feel hindered because the movement is fit for this costume, and the costume is fit for the movement. In rehearsals, we rehearse for a month and a half without costumes, and you get used to that. Then you put on the costumes, and it changes the way you dance." Raley Zofko: "Along with what Sagan is saying, I feel like they take into consideration the simplicity of 'Soldiers' or the extravagance of '12 Days.' In 'Soldiers,' it's just about the formations and the history of the number, so they don't need that much movement. And '12 Days' is very in-your-face, and the costume is accordingly descriptive in that fashion." Raley Zofko : "This is the 78-second change that we were talking about. We have our dress and the coats — right here we have green stripes but there's also red stripes as well. There are so many pieces to it, and we have to get out of all of ['Soldiers'] and get to this, and it's just organized chaos." Sagan Rose: "But it's so organized that it's not chaos! Depending on where you are in the line, there's red and green dresses. This jacket has really simple snaps that really get us in and out, because the change is so fast getting into it and it's choreographed getting these off [on stage]. It could be a little stressful if it wasn't so easy. It's kind of fun because, you know, we're human, and there are wardrobe malfunctions. So if someone's having trouble getting out of their coat, because we do get sweaty and things stick to you... Raley Zofko: "We stand next to each other in this number, too. Which is so funny because I'm so tall and you're so..." perruques cheveux naturelsSagan Rose: "Short. You can say it." Raley Zofko: "You're not as tall as I am. We've had the 'take the jacket off!' emergencies where you're praying the girl behind you can hear you and help you remove it." Racked: Is this where these little guys belong, fastened on the jacket? Sagan Rose: "These are the earrings, and they're there for the changes. We put them on the collar just to make it easy. You know where everything is — I know where to reach for my earrings even when I'm not looking. This is my last step of getting dressed." Racked: Is there ever any issue with the heavy makeup? Are you ever getting something on and you just take your face off on your dress? Sagan Rose: "It happens. We're sweating, we're working hard, and it gets hot underneath those lights. So occasionally, there's white fur near our face and we do get makeup on them, but wardrobe can handle something like that in a snap and by the next show it's clean." Sagan Rose : "So we go from glamorous, sparkly, sassy

Rockettes to this." Raley Zofko: "This is such a crowd pleaser, actually. This is one of my favorite numbers to perform, too. We get to go through the audience this year, which is so cool because we're dancing and stepping all jolly and you get to look at an audience member right in the face and say 'So be good, for goodness sake!' And some of them are freaked out, and some of them love it. This costume is awesome." Sagan Rose: "Everyone thinks that this is a real fat suit, like padded fat. But it's not — it's like a harnessed wire inner tube. We fit right in there and there's no padding down here. Everyone is really surprised that we're all jumping with that. It's nice that there is freedom in this, because we are doing such big movements. It's not necessarily pressed up against our bodies, so we can still move and jump around." Raley Zofko: "The thing that I want to point out here is the wig department — because we kind of get a little messy in our number, they curl our hair and fix this after every performance to make our Santa beards look real and authentic." Racked: Tell us about the space we're in right now — there are a lot of costumes in here. Raley Zofko: "This is the nap space, and lots of changes happen back here. The ensembles are back here, the Rockettes are back here — this is the largest space that we have to change." Sagan Rose: "There can be anywhere from ten to forty [costume] people back here." Raley Zofko: "We have about ten costume changes, and that's just as much choreographed backstage as it is on stage." Racked: Are you just throwing things off and leaving them in a pile for people to handle so you can get back out there? Sagan Rose: "We each have a spot that one or two girls will go to, and there's one dresser to about two girls. We have amazing, amazing dressers. As soon as we come off stage, we're running, and we know exactly where we're going, we know who to look for. It's even choreographed how, if we're changing together, I'll do my earrings first and my dress second and my shoes third, and she'll do her shoes first and her dress second and her earrings third." Raley Zofko: "It's as organized as a [quick] costume change can be." perruques cheveuxRaley Zofko: "This was a newly designed costume by Greg Barnes in 2014. There used to be a rag doll dress that was longer and less form-fitting, and this is cinched at the waist and shorter. And we have the cutest red-and-white striped tights. And underneath that, we have our custom-designed bloomers that I absolutely adore." Sagan Rose: "I wish I could purchase them at a store — they're that cute." Raley Zofko: "We have our glasses, and we have our wigs. This is a wire material that fits right on top of your head." Sagan Rose: "And they are actually pretty light on our heads. We keep the wig caps [from 'Dancing Santas'] on for that." Raley Zofko: "And then we have our Mary Jane tap shoes, which are also miked." Sagan Rose: "We charge the '12 Days of Christmas' tap shoes and these tap shoes after each show, just to make sure." Raley Zofko: "It's so much fun to be a rag doll and get to dance and make funny faces at your friend and look at the audience and blow them kisses." Sagan Rose: "A lot of us come up on the pit of the stage so we are literally this close to the audience, and there will be little kids in the front being like 'Oh my gosh!' They don't know what is happening, their minds are blown, so it's fun to play with them." Racked: You two are seasoned pros at eight and nine years. Has anyone in this cast been around for longer?

Raley Zofko: "There are girls that have been doing it for 16 years that are still in the line!" Racked: Do you have a memory of a favorite show that was a little bit out of the ordinary? Raley Zofko: "There's a gold cast and a blue cast, and I just transitioned from the gold cast." Sagan Rose: "The blue cast is all the morning shows. while the gold cast is all the evening shows." Raley Zofko: "But the gold cast hasn't been doing opening night — this year, when I transitioned to the blue cast, I got to do opening night. That was literally spectacular because there is just such an energy on opening night that I've never felt before. I don't really get nervous anymore. I've done it a lot, and the show is very similar in the ways it changes [from year to year]. I focus on the changes so that I know exactly what to not mess up on, or try to not mess up on. But I've never felt that much energy, love, and support. We had the other cast in the theater watching us, too." lace front wigsSagan Rose: "It was the best crowd I've had in eight years. I felt like a rock star." Racked: What has it been like to perform on this huge world stage, and how is it different to perform elsewhere? Sagan Rose: "Well, to me, I feel like Radio City is my second home. I feel so comfortable on stage and I feel like we all have a bond, especially during the holidays, because a lot of us are from different places and don't have families here. I just feel so at home and so at peace on this stage. [But] when we do travel and perform outside, it's always a nice, different energy that you get." Raley Zofko: "It might be a little bit nerve-wracking in a different way, but it's just as exciting. It's just different — you can't really compare Radio City to outside venues because there's that sense of comfortability on this stage." Sagan Rose: "This is one of my favorites to wear — like '12 Days of Christmas,' the legs are highlighted. With this design, they really wanted to emphasize that every snowflake, like every Rockette, is different, but we come together to make a beautiful snowstorm. So there are six designs of this costume in six colors. All of these straps [on the top] are the biggest change."

Raley Zofko: "On my purple costume, I don't have any of these straps in the front at all. And then we have multiple cuffs and ribbons with rhinestones, and everything is covered in Swarovski crystals. Like what Sagan said, every Rockette is different, and every costume is different, and that's what they try to do with this design. And I think it's so gorgeous. On stage, it's beautiful — with the choreography in the mix, we're beautiful snowflakes dancing in a snowstorm." Sagan Rose: "Linda Haberman was the choreographer for this, and she really emphasized that she really wanted to bring our individual personalities to the stage and celebrate that. Because when you think of the Rockettes you think of a big group of women, but we all are different and have different personalities and different ways that we dance. So it's a really nice number to perform." Raley Zofko: "And then on our LaDuca shoes, the color is painted to match our tights, and the heels have Swarovski crystals on them." Sagan Rose: "This heel is different than our other ones, because it's about a half inch higher to continue the line of the leg. It's a leggy costume." cosplay wigsRacked: What advice would you give to Rockette hopefuls? Sagan Rose: "Taking ballet is very important for dancers, because if you have that good technique background, it will show in anything you do." Raley Zofko: "Tap is very important, too. All versions and styles of dance are important for Rockettes because we are proficient in all of it. I would say take as many classes as often as you can and focus on your technique." Sagan Rose: "And any job, especially in the performing arts industry, is so specific in what they need. So one year, they might need a tall girl, or they'll need a shortish girl for my spot. I think it's perseverance — If you have a goal, don't ever take no for an answer." Raley Zofko: "I would finish that off with dream big, and don't ever lose sight of your dreams. I'm from a small town in the very tip of Alabama and there's not very much dance and entertainment and theater down there. So when I first started dancing, I didn't necessarily know what was out there. And it was just once upon a time — Sagan said she saw the Rockettes at the Macy's Thanksgiving Day Parade and so did I — and I thought, 'That is glamorous, that is beautiful. They are dancing, and I dance.' And it just became a tiny little dream that grew into a big dream, and now it's my life. It's just so unbelievable that it actually came true."