06 Апреля 2021
Событийную основу для круизов по местам кораблекрушений морская история Камчатки предоставляет богатую. Путешествия пройдут вдоль живописных берегов полуострова с интересным животным и уникальным растительным мирами. Кое-где даже есть исторические памятники, о существовании которых подозревают лишь немногие из наших земляков. Состояние точек потенциального притяжения туристов оставляет желать много лучшего. На их восстановление придется потратиться, но они представляют собой оригинальные сооружения и имеют для Камчатки, чье прошлое крайне скудно представлено материальным наследием, значение особое.
Итак, отправляемся в морской круиз… Выйдя из Авачинской губы, к некоторым событиям в акватории которой нам предстоит вернуться на обратном пути, берем курс на юг…
«Юнона» без «Авось»
Рок-опера Алексея Рыбникова «Юнона и Авось» в постановке Марка Захарова на просторах Советского Союза имела бешеную популярность. Долгое время в ней в главной мужской роли блистал Николай Караченцов. Впрочем, и в нынешнем «Ленкоме» рок-опера идет с большим успехом и на том же высоком уровне, в чем убедился сам, недавно побывав на спектакле.
Для тех, кто ничего не знает о рок-опере Алексея Рыбникова, напомню ее сюжет, основанный на реальных событиях…
Спектакль относит нас во времена не совсем, но все-таки далекие, когда Российской империей правил государь Александр I. Ему никакой провидец, подобный монаху Авелю, не соблаговолил сообщить, что его племянник и тезка Александр II посчитает необходимым избавиться от американских владений. Какие соображения подвигли Его Величество на продажу Аляски и прилегающих к ней островов, историки, политики и дипломаты по обе стороны Берингова пролива продолжают гадать до сих пор.
Ясно только одно: близкое окружение Александра II убедило царя-освободителя, что американские владения для империи обременительны, и следует от них избавиться. Во времена же его царственного дядюшки считали необходимым увеличивать российские владения в Новом Свете.
С этой целью и отправился в 1806 году на бригантине «Юнона» Николай Резанов, зять основателя Российско-Американской компании Григория Шелихова, из голодающего Новоархангельска на Аляске в принадлежащую тогда Испании Калифорнию за провизией и возможными территориальными приращениями.
Основу либретто рок-оперы составляет любовная страсть, якобы охватившая 48-летнего русского сановника и 15-летнюю испанку – дочь калифорнийского губернатора. Стрелы Амура в реальной истории действительно имели серьезное значение. Благодаря ним миссия Николая Резанова имела полный успех. По ее завершении сановник отправился в Санкт-Петербург испрашивать высочайшего соизволения на брак с малолетней католичкой. В пути Николай Резанов простудился и скончался (По другой версии получил смертельное ранение, ударившись при падении головой о камень.) Его невеста, не дождавшись жениха, ушла в монастырь.
На «Юноне» с запасом продовольствия Николай Резанов вернулся в Новоархангельск, там пересел на тендер «Авось», на котором добрался до Охотска. Но перед этим оставил секретное распоряжение командирам кораблей – лейтенанту Николаю Хвостову и мичману Гавриле Давыдову. Суть приказа сводилась к тому, что офицерам надлежало подвести под руку российского императора Сахалин и Курилы, что Николай Хвостов и Гаврила Давыдов сделали во время своих визитов в 1806 и 1807 годах на острова. Считается, что присоединение Сахалина и Курил проходило без санкции Петербурга. Но после того как экипажи «Юноны» и «Авось» подняли над островами Андреевский флаг и флаг Российско-Американской компании, в столице империи, немного поспорив, решили оные не спускать.
Из отчетов офицеров следует, что коренное население Сахалина и Курил – айны активно участвовали в ликвидации японских поселений и факторий: «Островитяне помогали в сем очень усердно». В 1807 году экипажи обоих судов на острове Итурупе разгромили японский гарнизон, состоящий из 300 человек, который по меньшей мере в пять раз превышал численность высадившегося на остров русского десанта.
Дальнейшая судьба командиров обеих судов полна удивительных коллизий, которые достойны отдельного увлекательного рассказа. После сахалинской эпопеи их отозвали в Петербург. Оба офицера командовали канонерскими лодками во время Русско-шведской войны 1808–1809 годов.
А затем, также вдвоем, после бурной попойки с бывшим владельцем «Юноны» американцем Вольфом то ли потонули в Неве, то ли отправились вместе с янки в Новый Свет. Во всяком случае следы офицеров на этом теряются. Русский авантюрный журналист и издатель этнический поляк Фаддей Булгарин писал, впрочем, точно не утверждая, что, по слухам, национальный герой Венесуэлы «Симон Боливар и есть лейтенант Хвостов».
К этому времени «Авось» уже вычеркнули из списка судов Российско-Американской компании. Судно затонуло 11 октября 1808 года на пути к Новоархангельску у острова Чичагова, вблизи Аляски.
«Юнона» завершила свое многолетнее плавание при весьма трагических обстоятельствах у берегов Камчатки, в бухте Вилючинской, в ноябре 1811 года.
В отчете Российско-Американской компании императору Александру I, датированном 27 августа 1812 года, сообщалось, что «Юнона» вышла на Камчатку с грузом китайских товаров 29 июля 1811 года с острова Баранова (ныне – Ситка). Командовал судном штурман Мартынов. Кроме него, на борту находилось 26 членов экипажа.
Ожидалось, что «Юнона» достигнет места назначения менее чем за месяц, «но случившиеся противные и жестокие ветры и бури продержали оное на пути к Камчатке три месяца, а пред самою Петропавловскую гаванью в виду берега – 19 суток, а наконец 31 октября при NO жестоком ветре выкинуто на берег в 40 верстах от гавани при устье реки Вилюйчика и разбилось до основания».
В отчете на высочайшее имя также сообщается о плачевном состоянии экипажа накануне трагедии. К моменту кораблекрушения лишь восемь ослабленных моряков «еще кое-как управляли парусами, рулем и отливанием воды». Штурман Мартынов утром накануне трагедии «натурально окончил свою жизнь».
Следует обратить внимание на дату отчета – август 1812 года – разгар войны с Наполеоном. И в эти критические для страны дни Александр I продолжает активно интересоваться делами русской Америки…
Лишь троим членам экипажа «Юноны» удалось спастись. Они вышли на рыбаков, которые доставили несчастных в Петропавловск. О дальнейших событиях рассказал потомкам известный русский писатель и путешественник Кирилл Тимофеевич Хлебников, в будущем директор Российско-Американской компании, находившийся в то время в Петропавловске-Камчатском:
«Ужас объял меня при сем горестном и плачевном известии. На другой день мы поехали на гребных судах к месту кораблекрушения, и какое поразительное зрелище нам представилось! Прилив с моря по речке Вилюче поднимался более трех верст, и на всем том пространстве находили разнесенные течением мертвые тела или оторванные и искаженные части их, заметенные песком и опутанные морским поростом; иных находили зацепленных за деревья. Но всего ужаснее было видеть поднятых и заброшенных в ущелины между каменьями, рукою или ногою и всем телом висящих в воздухе. Девять тел были собраны и погребены, и участь, постигшая мореплавателей, тронула нас до глубины сердца».
Отдав дань памяти давней трагедии, следуем дальше…
(Продолжение следует)
Владимир СЛАБУКА