Кто и как нас лечит?

Печать
PDF
После публикации статей в нашей газете: «Ошибка врачей привела к смерти пациента» и «Убить поневоле» («В» №№ 12-13 2012), редакцию газеты захлестнул шквал звонков читателей. Людей взволновал тот факт, что в праздничные дни больные в отделении оказались предоставленными сами себе.

А как же тогда поступают с теми, кого привозит «скорая помощь»? Кто и как определяет у них заболевание, если в эти дни не работают лаборатория и рентген кабинет? Не означает ли это, что все назначения в выходные и праздничные дни поступившим больным устанавливаются «от фонаря»?  
Видимо, так произошло и с Александром Прасолом, доставленным в терапевтическое отделение на «скорой».  
Читатели требуют от руководства отдела здравоохранения городского округа принятия самых строгих мер к тем, кто допустил халатность, и, как следствие, смерть пациента.
Но журналисты – не эксперты, и потому не могут утверждать, правильно или неправильно лечат в медицинских учреждениях края. Не можем мы ответить и на вопрос, а все ли было сделано для спасения Александра Прасола в городской больнице № 2.
Но вот, что думают пациенты о медработниках второй городской     больницы, думаю, будет интересно узнать не только самим сотрудникам этой больницы, но всем медикам края.
Светлана Михайловна ХВАЛИНА в прошлом году похоронила мужа, после его лечения в терапевтическом отделении больницы № 2: «Вы правильно поднимаете проблему. Здравоохранение сегодня – это не лечение, а захоронение. Причем, пока пациент не умер, с него пытаются содрать три шкуры. У мужа случился инсульт и в августе 2011 года он был госпитализирован в больницу № 2. Я знаю, что с таким диагнозом после правильно проведенного лечения люди живут годами. Но это при условии, что они не попадают в терапевтическое отделение второй городской больницы. Мне пришлось находиться в больнице вместе с мужем, т.к. некому было за ним ухаживать. Отношение к больным, скажу я вам, не просто плохое, оно равнодушно-садистское. Я уже не веду речь о качестве питания, которое приносят в холодном виде. Любой вопрос относительно состояния здоровья или, не дай бог, лечения, тут же встречается в штыки медперсоналом. Добиться вразумительных ответов невозможно. Померить давление – это целый процесс унизительных просьб. Если у больного нет возможности купить лекарства, его каждый раз укоряют за это. А откуда у наших пенсионеров деньги на дорогущие препараты? Я сама чуть не слегла от такого отношения и обращения. А когда мой муж умер, врачи развели руками, и тут же сослались на возраст.  А ему всего-то было 59 лет. Искать правду, а уж тем более управу на врачей – себе дороже.
Когда прочитала статьи в вашей газете, подумала, а, может быть, вот так же обошлись и с моим мужем: диагноз не тот, лечили не тем… Спасибо вам, что вы пытаетесь донести правду о врачах, а иначе нам всем будет одна крышка – от гроба».

Откликнулся на статьи и бывший работник этой больницы Валерий Павлович КРАСАВИН: «В терапевтическое отделение городской  больницы № 2 я пришел работать в 1975 году, когда им руководила Галина Александровна Сизова. Заместителем главного врача по  лечебной части был Врач – с большой буквы – Роберт Яковлевич Лёфлер. Сама больница располагалась возле  Дома культуры в районе СРВ. На первом этаже была стоматология, на втором терапевтическое отделение. Был свой рентген и клиническая  лаборатория. (Сейчас терапия находится в здании бывшего детского сада). Большая часть врачей были ответственными, грамотными, отзывчивыми и честными. Татьяна Рубан тогда была дежурным терапевтом, т.е. она работала в поликлинике, а в больницу приходила лишь на ночные дежурства, подрабатывала. Но уже тогда о ней были не самые лучшие отзывы, как о профессионале. Частенько на нее жаловались больные, т.к. она допускала ошибки, была груба с пациентами. К сожалению, по состоянию своего здоровья (у меня лекарственная аллергия) я был вынужден сменить место работы. Но вот в 2010 году сам лично столкнулся с хамством и грубостью, когда привез маму в неврологическое отделение этой больницы. Полдня она просидела в приемном покое, ожидая места в палате. Потом три дня ждала, когда придет врач и назначит лечение. Да за это время можно было умереть несколько раз. Нехорошо так говорить о своих  бывших коллегах, но, если молчать, то так и будут умирать люди по вине врачей. А в посмертной справке можно написать все, как надо.  Как в пословице: «Ворон ворону глаз не выклюет», так и врачи. Они друг друга не сдадут. Хотелось, чтобы порядок в нашем здравоохранении был наведен».
Валентина Петровна УШАКОВА попала в городскую больницу № 2 в ноябре 2011 года. Упала на улице и получила черепно-мозговую травму с кратковременной потерей сознания. О своем пребывании в стенах этого медицинского учреждения без слез рассказывать не может: «Могу сказать только одно об этом заведении – мрак. Грубость, бессердечие и халатное отношение к своим прямым обязанностям.  Я пробыла там всего 9 дней и это при диагнозе «сотрясение мозга». Хотя плановый курс лечения, как потом мне объяснили в поликлинике, составляет не менее двух месяцев. В больнице мне сделали снимок, затем два раза прокапали и давали какие-то таблетки. Мне с каждым днем становилось все хуже, да и зрение стало ухудшаться. Реакция врачей на мою просьбу – направить меня на обследование в краевую больницу, если во второй больнице не могут лечить, была несколько странной: меня просто выписали на домашнее лечение. Последствия некачественного лечения до сих пор аукаются: головные боли и головокружение, плохое зрение и т.д. Доверия к врачам этой больницы у меня нет. И я понимают тех людей, которые прежде, чем вызвать «скорую помощь» выясняют, какая больница принимает в этот день. Думаю, Минздрав должен отреагировать на наши публичные претензии. Ненормально, что отношение к больному в медучреждениях зависит от стоимости презента врачу».
Более 14 лет проработала врачом-терапевтом в поликлинике № 2  Лариса Дмитриевна БОДРИКОВА. С Татьяной Рубан, которая нынче  возглавляет больницу № 2, она училась в одном медицинском институте, так что не понаслышке знает свою бывшую сокурсницу и коллегу по работе: «Ее взлет – это наглядный пример «ты – мне, я – тебе». Сначала мама помогла ее карьерному росту, затем врач Лёфлер, потом бывший главный врач Ефимов, который, став депутатом, оставил Татьяну Рубан за себя, хотя были более достойные кандидатуры на место главного врача. Самая мягкая характеристика ей, как врачу – безграмотность и непрофессионализм. Никогда не отличалась особым рвением в своем деле, как впрочем, и добрым отношением к своим пациентам. Больше уделяла внимания тем больным, которые что-то могли принести. Не самые лестные отзывы о ней и как о главном враче. И не только от коллег, но и от пациентов. И в этом вся «сермяжная правда», т.е. правда без прикрас. Грубость,  хамство,  бездушие и, как итог, непростительные ошибки в работе медицинского персонала. Понимаю, что вызываю огонь на себя своих бывших коллег, но ведь действительно, с каждым годом работа медучреждений края все больше становится похожей на работу похоронной команды. Вы правильно все написали. Если журналисты не будут выносить на суд общественности все то, что порой творится за закрытыми дверями врачебных кабинетов, и то, что пытаются скрыть профессионалы отечественной медицины, то пациентов ждет печальная участь. Особенно наших стариков. Сегодня для многих пациентов и, в первую очередь для пенсионеров, лечь в стационар означает одно – отдать несколько накопленных пенсий на то, чтобы тебя слегка подлечили. Лекарственные препараты из-за дороговизны  для многих уже давно недоступны. А в больницах, как правило, пациентам говорят, что их вовсе нет. Хотите встать на ноги, покупайте лекарства за свой счет. Нужен массаж, оплачивайте. Что? У вас нет возможности! Ну, знаете – это ваши проблемы! Порой люди, уходя из больницы, нуждаются не только в дополнительном лечении, но и в психологической помощи. Я ведь 5 лет отработала заместителем главного врача городской больницы № 2. Такого наслушалась и насмотрелась, что вынуждена была принять решение и уйти работать рядовым врачом. Не могу понять, как так получилось, что мои бывшие коллеги потеряли уважение к себе и к своей профессии. Печальная история с тройняшками, погибшими в роддоме № 1, это уже следствие того халатного отношения, которое было у Валентины Назаровой во время ее работы в должности врача-акушера в больнице № 2. Теперь вот Татьяна Рубан, Неля Адамова…  Думаю, медицина наша нуждается в лечении».
Ким Иванович БОРИСОВ, бывший главный врач районной больницы на острове Беринга: «Мне, как профессионалу, конечно, обидно читать то, что пишут о моих коллегах журналисты. Но слов из песни не  выкинешь… На мой взгляд, беды нашей медицины, особенно в сельских поселках, большей частью состоят в том, что нет контроля со стороны министерства. Каждый главный врач поселкового медицинского учреждения, куда входят больница, взрослая и  детская поликлиники, сам себе голова. И что у него происходит в медучреждениях - министерству знать не дано. Если только не появится жалоба. Далее, нужно учесть, что сельский врач – особая категория. Он должен быть профессионально подготовленным, тем более на северах, где до ближайшей больницы порой более сотни километров. А у нас на острове это связано еще и с авиацией, да и с погодой. К сожалению, в наших мединститутах нет отделения «сельский врач», а курсы повышения квалификации – это формальное мероприятие, по окончании которых мало что можно применить в работе. Мне кажется, минздрав должен разработать программу получения врачами второй и даже третьей специальности. И преимуществом такого переобучения должны пользоваться, в первую очередь, сельские врачи. Я полностью согласен с тем, что вы написали в своих статьях. Открытость и гласность – это залог того, что наша медицина не скатится до уровня медпунктов, описанных Чеховым. И еще, рейдовые профосмотры, которые раз в несколько лет устраивают наши медицинские десанты, пора прекращать.  Это слишком дорогое удовольствие, при этом не всегда качественное. Прилетевший, к примеру, к нам на остров врач-диагност, должен не только обследовать больного, но и дать рекомендации, а также проследить за состоянием больного, хотя бы один весь курс его лечения, чтобы четко знать то он назначил, или нет. На деле же  получается иная картина: поставят диагноз, назначат лечение и… меддесант улетает в краевой центр. А больному после таких назначений – хоть на стенку лезь. Надо оснащать сельские больницы современным оборудованием, давать возможность, особенно молодым врачам, получать несколько специальностей, и нормально оплачивать работу врача, медицинской сестры и младшего медперсонала. Давно пора платить за работу не по количеству принятых больных, а по качеству. К примеру, проводить анализ амбулаторных карт больных, из которых четко видно, кто, сколько раз и к какому врачу приходил на прием в течение года. Обращался пациент более трех раз, значит делать соответствующие выводы. Устанавливать: диагноз неверен, либо качество лечения оставляет желать лучшего. Но это при условии, что сам больной – не хроник.  А в остальном все поднятые в статьях проблемы – правильные. И грубости, и невежества, и равнодушия не должно быть в медицинских учреждениях. Это ненормально, когда врачи и медсестры хамят пациентам, когда убитых горем родственников, просто выталкивают из кабинета врача, чтобы не отвечать на вопросы, когда медики пытаются свои ошибки переложить на самих умерших…. Согласен с тем, что цена человеческой жизни не должна зависеть от непрофессионализма врача».
Прошел ровно месяц с момента трагических событий в больнице № 2, и мы решили выяснить у руководителя отдела здравоохранения города Натальи Морозовой, к каким выводам пришла экспертная комиссия, определена или нет виновность врачей в смерти пациента Александра Прасола, и сделаны ли оргвыводы, если вина доказана. Ответы Натальи Морозовой редакцию, мягко говоря, удивили. Начну с того, что должностное лицо, отвечающее за все здравоохранение города, а значит и за качество работы, которое определяется здоровьем населения, наотрез отказалась давать какие-либо пояснения, сославшись на государственную тайну, которую она откроет только министру здравоохранения края. И тут же Наталья Ивановна обмолвилась, что в ее адрес пришел ответ из следственного управления, из которого следует, что никакой вины врачей в смерти пациента нет, о чем и пойдет речь на совещании в министерстве здравоохранения края 17 апреля 2012 года. А в остальном: «нечего редакции газеты беспокоится, пусть родственники переживают. Люди умирали, и будут умирать» и…положила трубку.
Созваниваемся с пресс-службой следственного управления.
Елена Ильина на нашу просьбу дать копию письма, направленного в отдел здравоохранения, из которого следует, что следственные мероприятия закончены и вина врачей не доказана, была крайне удивлена, т.к., такого решения, по ее словам, пока принято не было, и следствие продолжается. Но следственное управление действительно направляло запрос в адрес руководства отдела здравоохранения города, в котором просило ответить на ряд вопросов, в том числе, какая проведена проверка по факту смерти, и какие приняты меры к ответственным лицам, допустившим смерть пациента Прасола.
Получается, что отдел здравоохранения, чтобы сохранить честь мундира, идет на всякие уловки, в том числе и на то, чтобы оградить от ответственности врачей,  допустивших огрехи в своей работе. Значит, не зря опасались родственники и коллеги умершего Александра Прасола, что будет подтасовка фактов. Не исключали они и то, что будут переписаны (дописаны) листы назначения фактически отсутствовавшего лечения. Появятся и результаты анализов, которые у больного никто не брал. Выяснился же неприглядный факт того, что умершего больного пытались врачи оговорить, записав его в хронические алкоголики. Но при поступлении в наркологическое отделение у него был взят анализ крови, доказавший, что ни алкоголя, ни наркотиков в крови Александра не было. Хотя в разговоре с родственниками врачи пытались доказать обратное. И вот таким врачам мы доверяем свое здоровье.
Многие из тех, кто звонил в редакцию, говорили о «слабом звене» в нашем здравоохранении. И в первую очередь это касается руководства  городского отдела здравоохранения. Нет жесткого контроля, а значит, нет и спроса с медицинского персонала учреждений. Свои печальные и горестные рассказы о произволе врачей и медсестер горожане начинали со слов – халатность, безответственность и черствость.
Пока номер готовился к печати, пришло сообщение из поселка Эссо. Там в ночь на 15 апреля 2012 года умер полуторагодовалый ребенок. В настоящее время проводятся следственные мероприятия, но по предварительным данным уже можно сказать, что врачи вновь наступили на те же грабли: безответственность и халатность.
14 апреля малышу стало плохо, и мама вызвала «скорую помощь». Приехавший врач осмотрел ребенка, порекомендовал лечение на дому и уехал. Спустя некоторое время состояние малыша стало ухудшаться, и мама вновь позвонила в «скорую помощь». Какие обстоятельства не позволили врачу выехать на вызов, установит следствие, но, скорее всего – ночное время. А чтобы себя особо не утруждать, врач дала консультацию по телефону. Через несколько часов после консультации специалиста ребенок скончался. Сразу возникает масса вопросов:
– Как можно давать какую бы то ни было консультацию, да еще и по телефону, если у малыша не установлен точный диагноз?  
– Какую именно консультацию дала врач? Касается это каких-то препаратов, или иных профилактических и лечебных действий?
– Почему не сработал у врача инстинкт самосохранения? Или  настолько специалист был уверен в своей безнаказанности?   
– А если мама неправильно записала название лекарства? Или дала его в большей дозе? Или еще чего…   
Подобная ситуация произошла и в закрытом городе Вилючинске, где полтора месяца назад «героями» стали врачи «скорой помощи». Двухлетней девочке вечером стало плохо, резко повысилась температура, и мама позвонила в «скорую». Но врачи, сославшись на то, что они не выезжают к больным, у которых высокая температура, отказали в помощи и посоветовали вызвать врача на дом. Когда столбик термометра поднялся свыше 40 градусов, мама вновь набрала телефон «скорой помощи» и вновь получила отказ. Еле дождавшись открытия регистратуры в поликлинике, мать вызвала детского врача на дом. Более 20 часов ребенок находился без медицинской помощи. Пришедшая по вызову врач в экстренном порядке госпитализировала девочку. В этот раз все обошлось.
И, слава богу.

Нелли  БЕРЕЗИНА.

 

Баннер

Радио онлайн


Новые коментарии

������.������� PR-CY.ru


Backstage at the Rockettes' Radio City Christmas Spectacular Sagan Rose : "This is our reindeer costume, which is how we start the show. This is the only costume that we get in our dressing rooms upstairs. All of these bells are hand-applied — everything is so custom, they do an amazing job for us. The leggings have an ombré effect. It's the smallest details that make the biggest difference." Raley Zofko: "It goes all the way down into our custom-designed LaDuca reindeer boot to look like a hoof of the reindeer. But our favorite part of this costume is our antlers. And — surprise surprise, I'm giving away a little story — they light up at the end [of the number], and we control that. We have a button that we press on a specific count, to specific music, on a specific step." Rose, left, and Zofko. pre bonded hairRacked: How much works goes into fitting each costume to each girl? Sagan Rose: "We start rehearsals at the end of September, and we usually have our fittings a couple weeks before that. But the costume shop is working tirelessly all year. They're so good about it, even if it's the littlest thing — they want to make it so custom and nice for us, because we do spend so much time in them and have so many shows. They want to make sure that we're comfortable. I've been doing the show for eight years now, so they keep my costumes for me year after year. But, you know, things change, bodies change. And if I ever come back and need alterations, it's very easy." Raley Zofko: "And stuff happens throughout the season because we're moving. We're athletes in our costumes. If something unravels, they instantly fix it either during the show or after the show. Everybody is just so on it and professional, and it's what makes the show run smoother." Sagan Rose

: "This is my personal favorite. I just feel kinda sassy, like a cliché Rockette. I t's all about the legs — the numbers starts just from our feet to the top of our skirts showing. So that's the focus of this costume. This is pretty close to the original version when they started the 12 Days of Christmas number here, which I want to say was about 10 years ago. It's so pretty with the lights and the colors and everybody in line together. So they really haven't had to change much." Raley Zofko: "The mesh is different because everyone's skin tone is different, so the wardrobe and costume department custom-dye it. And then we have our head pieces that we have to pin on, and then we do a bunch of head turns to make sure that those are bobby-pinned...after our seven and a half-minute minute tap number, we do kicks, which is pretty exhausting. Our show shoes actually have this battery-packed mic that goes in between the heel." Sagan Rose: "So all the taps are live. We get notes that are like, 'Make sure the heel sound on count is clearer, or sharper, or faster, or together.'" Racked: You'll go out in costume a lot for charity and publicity. Where are some of the fun places you go? remy hair extensionsRaley Zofko: "I got to do the New York Presbyterian children's hospitals last year and it was so wonderful to talk to the children that just need some holiday cheer and love. We literally had a dance party with them, so we danced with all of the kids in our costumes and they were looking at us like, 'Oh my gosh!'" Sagan Rose: "I think it's always fun to do the Macy's Day Thanksgiving Parade. That's when I first saw the Rockettes. I'm from Kentucky, and my grandmother brought my family up to New York when I was little and I was like, 'I want to do that one day.' The parade is a fun place to be in costume because it's a tradition to have us there, and you feel like it's a really big honor." Raley Zofko: "I have friends and family that come up just for the parade. I'm from Alabama, and they fly all the way up to sit in the stands to cheer on the Rockettes." Raley Zofko : "'Soldiers' is my favorite number because it's been in the show since its inception. I feel like I am part of history when I put this costume on. W e have the jacket, we have the pants, and we have the two and a half foot-high soldier hat.

Sagan Rose: "Liza Minnelli's father [Vincent] designed this, and he choreographed the number. And we do the same choreography, wear the same costume. It's really cool because you can see that Raley and I are not the same height — she is closer to the center because she's a taller girl, and I am on the very very end of the line. And when we line up we all want to seem that we are the same height, so they custom-make these jackets and pants to your height. My jacket might be a little shorter than hers so that everything matches in line." Raley Zofko: "These pants are foam pants. Because back in the day, when I started the show, they starched-pressed the pants. They stood up on their own — those were very intense." Sagan Rose: "You walk a little straighter, a little stiffer, and it's easier to perform the 'Parade of the Wooden Soldier' routine with the costume like that. And then we have our tap shoes and these round little fabric cheeks that we put on. We go through about 30,000 of those in a Christmas season. Some girls tape them to their cheeks, but I do Vaseline, because my cheeks are sensitive to the tape." Raley Zofko : "We actually get notes if our solider hat isn't straight up and down. What we do is we put their head up against the wall, so that it lines up so and the back of the hat is straight. If someone's hat is too tilted or too back, it could throw off the line completely. We'll get hat notes, like, 'Raley, your hat was a centimeter back!'" Racked: When you're going from a costume like '12 Days of Christmas' that's all about the legs to being completely covered up as a wooden soldier, what does that change in the way that you're dancing or the way that you're presenting yourself? Sagan Rose: "The costume department and the designers take into consideration what movement we're doing in each number. So I don't feel hindered because the movement is fit for this costume, and the costume is fit for the movement. In rehearsals, we rehearse for a month and a half without costumes, and you get used to that. Then you put on the costumes, and it changes the way you dance." Raley Zofko: "Along with what Sagan is saying, I feel like they take into consideration the simplicity of 'Soldiers' or the extravagance of '12 Days.' In 'Soldiers,' it's just about the formations and the history of the number, so they don't need that much movement. And '12 Days' is very in-your-face, and the costume is accordingly descriptive in that fashion." Raley Zofko : "This is the 78-second change that we were talking about. We have our dress and the coats — right here we have green stripes but there's also red stripes as well. There are so many pieces to it, and we have to get out of all of ['Soldiers'] and get to this, and it's just organized chaos." Sagan Rose: "But it's so organized that it's not chaos! Depending on where you are in the line, there's red and green dresses. This jacket has really simple snaps that really get us in and out, because the change is so fast getting into it and it's choreographed getting these off [on stage]. It could be a little stressful if it wasn't so easy. It's kind of fun because, you know, we're human, and there are wardrobe malfunctions. So if someone's having trouble getting out of their coat, because we do get sweaty and things stick to you... Raley Zofko: "We stand next to each other in this number, too. Which is so funny because I'm so tall and you're so..." perruques cheveux naturelsSagan Rose: "Short. You can say it." Raley Zofko: "You're not as tall as I am. We've had the 'take the jacket off!' emergencies where you're praying the girl behind you can hear you and help you remove it." Racked: Is this where these little guys belong, fastened on the jacket? Sagan Rose: "These are the earrings, and they're there for the changes. We put them on the collar just to make it easy. You know where everything is — I know where to reach for my earrings even when I'm not looking. This is my last step of getting dressed." Racked: Is there ever any issue with the heavy makeup? Are you ever getting something on and you just take your face off on your dress? Sagan Rose: "It happens. We're sweating, we're working hard, and it gets hot underneath those lights. So occasionally, there's white fur near our face and we do get makeup on them, but wardrobe can handle something like that in a snap and by the next show it's clean." Sagan Rose : "So we go from glamorous, sparkly, sassy

Rockettes to this." Raley Zofko: "This is such a crowd pleaser, actually. This is one of my favorite numbers to perform, too. We get to go through the audience this year, which is so cool because we're dancing and stepping all jolly and you get to look at an audience member right in the face and say 'So be good, for goodness sake!' And some of them are freaked out, and some of them love it. This costume is awesome." Sagan Rose: "Everyone thinks that this is a real fat suit, like padded fat. But it's not — it's like a harnessed wire inner tube. We fit right in there and there's no padding down here. Everyone is really surprised that we're all jumping with that. It's nice that there is freedom in this, because we are doing such big movements. It's not necessarily pressed up against our bodies, so we can still move and jump around." Raley Zofko: "The thing that I want to point out here is the wig department — because we kind of get a little messy in our number, they curl our hair and fix this after every performance to make our Santa beards look real and authentic." Racked: Tell us about the space we're in right now — there are a lot of costumes in here. Raley Zofko: "This is the nap space, and lots of changes happen back here. The ensembles are back here, the Rockettes are back here — this is the largest space that we have to change." Sagan Rose: "There can be anywhere from ten to forty [costume] people back here." Raley Zofko: "We have about ten costume changes, and that's just as much choreographed backstage as it is on stage." Racked: Are you just throwing things off and leaving them in a pile for people to handle so you can get back out there? Sagan Rose: "We each have a spot that one or two girls will go to, and there's one dresser to about two girls. We have amazing, amazing dressers. As soon as we come off stage, we're running, and we know exactly where we're going, we know who to look for. It's even choreographed how, if we're changing together, I'll do my earrings first and my dress second and my shoes third, and she'll do her shoes first and her dress second and her earrings third." Raley Zofko: "It's as organized as a [quick] costume change can be." perruques cheveuxRaley Zofko: "This was a newly designed costume by Greg Barnes in 2014. There used to be a rag doll dress that was longer and less form-fitting, and this is cinched at the waist and shorter. And we have the cutest red-and-white striped tights. And underneath that, we have our custom-designed bloomers that I absolutely adore." Sagan Rose: "I wish I could purchase them at a store — they're that cute." Raley Zofko: "We have our glasses, and we have our wigs. This is a wire material that fits right on top of your head." Sagan Rose: "And they are actually pretty light on our heads. We keep the wig caps [from 'Dancing Santas'] on for that." Raley Zofko: "And then we have our Mary Jane tap shoes, which are also miked." Sagan Rose: "We charge the '12 Days of Christmas' tap shoes and these tap shoes after each show, just to make sure." Raley Zofko: "It's so much fun to be a rag doll and get to dance and make funny faces at your friend and look at the audience and blow them kisses." Sagan Rose: "A lot of us come up on the pit of the stage so we are literally this close to the audience, and there will be little kids in the front being like 'Oh my gosh!' They don't know what is happening, their minds are blown, so it's fun to play with them." Racked: You two are seasoned pros at eight and nine years. Has anyone in this cast been around for longer?

Raley Zofko: "There are girls that have been doing it for 16 years that are still in the line!" Racked: Do you have a memory of a favorite show that was a little bit out of the ordinary? Raley Zofko: "There's a gold cast and a blue cast, and I just transitioned from the gold cast." Sagan Rose: "The blue cast is all the morning shows. while the gold cast is all the evening shows." Raley Zofko: "But the gold cast hasn't been doing opening night — this year, when I transitioned to the blue cast, I got to do opening night. That was literally spectacular because there is just such an energy on opening night that I've never felt before. I don't really get nervous anymore. I've done it a lot, and the show is very similar in the ways it changes [from year to year]. I focus on the changes so that I know exactly what to not mess up on, or try to not mess up on. But I've never felt that much energy, love, and support. We had the other cast in the theater watching us, too." lace front wigsSagan Rose: "It was the best crowd I've had in eight years. I felt like a rock star." Racked: What has it been like to perform on this huge world stage, and how is it different to perform elsewhere? Sagan Rose: "Well, to me, I feel like Radio City is my second home. I feel so comfortable on stage and I feel like we all have a bond, especially during the holidays, because a lot of us are from different places and don't have families here. I just feel so at home and so at peace on this stage. [But] when we do travel and perform outside, it's always a nice, different energy that you get." Raley Zofko: "It might be a little bit nerve-wracking in a different way, but it's just as exciting. It's just different — you can't really compare Radio City to outside venues because there's that sense of comfortability on this stage." Sagan Rose: "This is one of my favorites to wear — like '12 Days of Christmas,' the legs are highlighted. With this design, they really wanted to emphasize that every snowflake, like every Rockette, is different, but we come together to make a beautiful snowstorm. So there are six designs of this costume in six colors. All of these straps [on the top] are the biggest change."

Raley Zofko: "On my purple costume, I don't have any of these straps in the front at all. And then we have multiple cuffs and ribbons with rhinestones, and everything is covered in Swarovski crystals. Like what Sagan said, every Rockette is different, and every costume is different, and that's what they try to do with this design. And I think it's so gorgeous. On stage, it's beautiful — with the choreography in the mix, we're beautiful snowflakes dancing in a snowstorm." Sagan Rose: "Linda Haberman was the choreographer for this, and she really emphasized that she really wanted to bring our individual personalities to the stage and celebrate that. Because when you think of the Rockettes you think of a big group of women, but we all are different and have different personalities and different ways that we dance. So it's a really nice number to perform." Raley Zofko: "And then on our LaDuca shoes, the color is painted to match our tights, and the heels have Swarovski crystals on them." Sagan Rose: "This heel is different than our other ones, because it's about a half inch higher to continue the line of the leg. It's a leggy costume." cosplay wigsRacked: What advice would you give to Rockette hopefuls? Sagan Rose: "Taking ballet is very important for dancers, because if you have that good technique background, it will show in anything you do." Raley Zofko: "Tap is very important, too. All versions and styles of dance are important for Rockettes because we are proficient in all of it. I would say take as many classes as often as you can and focus on your technique." Sagan Rose: "And any job, especially in the performing arts industry, is so specific in what they need. So one year, they might need a tall girl, or they'll need a shortish girl for my spot. I think it's perseverance — If you have a goal, don't ever take no for an answer." Raley Zofko: "I would finish that off with dream big, and don't ever lose sight of your dreams. I'm from a small town in the very tip of Alabama and there's not very much dance and entertainment and theater down there. So when I first started dancing, I didn't necessarily know what was out there. And it was just once upon a time — Sagan said she saw the Rockettes at the Macy's Thanksgiving Day Parade and so did I — and I thought, 'That is glamorous, that is beautiful. They are dancing, and I dance.' And it just became a tiny little dream that grew into a big dream, and now it's my life. It's just so unbelievable that it actually came true."