ВЕЛИКИЕ ХУДОЖНИКИ ОТЕЧЕСТВА

Печать
PDF

Искусствоведы утверждают живопись развивает творческое мышление и безупречный вкус. Ученые убеждены, что любование прекрасными полотнами вызывает в организме гормон удовольствия и радости, который возникает при чувстве влюбленности. Для подтверждения обеих теорий газета «Вести» продолжает новую рубрику «Великие художники России», в которой читатели вспомнят известные факты из жизни талантливых живописцев, узнают о загадочных поворотах в их судьбах и познакомятся с деталями создания самых выдающихся произведений каждого из них.

Архип Иванович Куинджи

(27.01.1842–10.07.1910)

Архип Куинджи родился в городе Мариуполе в семье бедного сапожника, который был по происхождению греком. Точный год появления на свет будущего художника доподлинно неизвестен, в ранних документах указан 1842 год, в иных – 1841 и 1843 годы. В метрике у мальчика значилась фамилия Еменджи, что в переводе с урумского языка* значит «трудовой человек».

Мальчик рано осиротел и попал на воспитание к родственникам по линии отца, которые помогли Архипу выучить греческую грамматику и поступить в городское училище. С юных лет мальчика приучали к труду, но он был увлечен живописью. Увидев в юноше талант, купец, который нанял Архипа прислугой, предложил отправиться молодому дарованию в Крым и поступить на учебу тогда уже знаменитому маринисту Ивану Айвазовскому.

В 1855 году Архип пешком добрался до Феодосии, но великого художника не застал дома. Он смог остаться в усадьбе Ивана Константиновича на всё лето, помогал по хозяйству родственникам художника, однако при встрече с мэтром не смог уговорить взять его на обучение.

Архип был вынужден вернуться в Мариуполь и поступить на службу ретушером к местному фотографу. Спустя несколько месяцев он переехал в Одессу, где три года трудился в фотоателье. Потом перебрался в Таганрог, где безуспешно пытался создать собственную фотомастерскую.

В 1865 году Архип переехал в Санкт-Петербург, но не сразу стал студентом Императорской академии художества. Несколько лет ему понадобилось, чтобы получить звание свободного художника, и только потом стать вольнослушателем, человеком, которого допустили до обучения без прав и льгот студента. К тому времени Архип взял фамилию Куинджи, что в переводе с урумского языка означает «золотых дел мастер». Псевдоним будущий художник позаимствовал из профессии деда, который при жизни были ювелиром.

В 1870 (1872) году Архип написал картину «Осенняя распутица», за которую получил звание классного художника первой степени.

На картине изображен пейзаж унылой деревенской жизни. По разбитой после продолжительных дождей дороге едет телега, оставляя после себя глубокие следы от колес. Большая часть полотна отведена хмурому осеннему небу и дымке, в которой «тонут» деревянные дома. Полотно поразительно передает влагу. Глядя на работу, можно почувствовать на себе холодные капли промозглого утра, сырость и хлюпающую грязь под ногами.

В фонды Русского музея картина поступила в 1930 году, где хранится до сих пор.

Несколько лет творчество художника было посвящено социальной идее неравенства, стремлению выразить гражданские чувства, именно поэтому картины этого периода были написаны в темных, мрачных цветах.

Работы экспонировались на выставках Товарищества передвижников художественных выставок, они имели большой успех и принесли известность молодому автору, после чего занятия в Академии художеств Архип бросил.

В 1873 году художник представил два пейзажа, которые резко отличались от привычной темы автора: «На острове Валааме» и «Ладожское озеро». Обе работы появились по время поездок на остров Валаам, находящийся на Ладожском озере, излюбленном месте петербургских пейзажистов.

На первой картине изображен дикий берег каменистого острова, омываемого водами Ладожского озера. В глубине картины изображена предгрозовая мгла, поглощающая все на своем пути. Приглушенная цветовая гамма картины дарит ощущение холодного, сырого воздуха. На переднем плане изображены два дерева, освещенные мягким рассеянным светом. Обдуваемые ледяными северными ветрами, они смогли стойко перенести все тяготы своего происхождения. Однако рядом лежит рухнувшее бревно, словно напоминание о неминуемом завершении любой жизни.

Картина была приобретена у автора коллекционером Павлом Третьяковым, в настоящее время хранится в Третьяковской галерее.

На второй работе автор тонко запечатлел берег Ладожского озера перед грозой. Грандиозное небо насыщено тучами. Сквозь холодную и прозрачную воду видно каменистое дно величественного озера. Этот необычный прием был связан с грандиозным скандалом автора с приятелем и художником Руфином Судковским, когда последний спустя десять лет после презентации работы Куинджи выставил свою картину «Мертвый штиль». Хвалебные статьи полотна Судковского сильно задели Архипа, который считал, что бывший друг полностью повторил его работу, подло используя приемы прозрачной воды. Он обвинил бывшего приятеля в плагиате и потребовал освещения в прессе авторства метода изображения прозрачной воды. Этот скандал бурно обсуждался в кругах художников и любителей искусства, разделив их на два лагеря.

Сторонники Куинджи утверждали, что, удачно изобразив природный процесс, художник навсегда становился его автором. В связи с чем другим художникам к этой теме обращаться нельзя. Противники этого убеждения напоминали, что история знала подобные повторения сюжетов, однако только время способно сохранить самые гениальные работы, стерев с лица земли пустое копирование. Сам Судковский спокойно реагировал на полемику, не скандалил, спустя год после презентации своей работы он умер от тифа в возрасте 35 лет, на самом пике своей популярности и реализации глубины таланта мариниста.

Архип Куинджи так сильно любил свою работу «Ладожское озеро», что спустя шесть месяцев после ее продажи выкупил полотно и украсил мастерскую, в которой она хранилась до смерти художника. В фонды Русского музея картина поступила в 1930 году, где хранится и экспонируется до сих пор.

Спустя несколько лет в обществе случился новый скандал с участием Архипа Куинджи, поводом для которого послужило анонимное письмо в газету, после которого вышла статья об однообразном творчестве художника, использующего вместо таланта заурядные штампы с цветом.

Анонимом оказался художник барон Михаил Константинович Клодт фон Юргенсбург, которого Куинджи требовал исключить из Товарищества передвижников, а потом сам объявил о выходе из творческого объединения.

В 1880 году Архип устроил выставку одной работы у себя в мастерской. На картине «Лунная ночь на Днепре» изображена зеленоватая лента реки, в которой отражена луна. Эксперимент художника в смешивании красок позволил создать иллюзию фантастического освещения воды. Сила эффекта была настолько велика, что недоверчивые зрители заглядывали за холст в поисках подсветки, нашлись и те, кто обвинил автора в колдовстве.

Мистический свет, изображенный на полотне, до сих пор дарит зрителям эффект завораживающего волшебства с гипнотизирующим воздействием.

Картину приобрел за пять тысяч рублей Великий князь Константин Константинович Романов (внук императора Николая I), президент Императорской Санкт-Петербургской академии наук. После выставки владелец работы взял ее с собой в путешествие и представил парижскому обществу на показ. Картина получила много положительных отзывов, но яркий свет и морской воздух сильно повлиял на основной эффект работы. Полотно потемнело. После возвращения на Родину Константин Константинович разместил работу во дворце Санкт-Петербурга, где он жил со своей семьей. Там она хранилась до революции 1917 года, после которой была передана в Российскую академию истории материальной культуры, а в 1928 году – Русскому музею, где хранится до сих пор.

Авторское одноименное повторение хранится в Третьяковской галерее. Другие варианты-повторения полотна хранятся в Симферопольском художественном музее, Астраханской картинной галерее имени П. М. Догадина, Национальном художественном музее Белоруссии, в Киевской картинной галерее.

Спустя год Архип представил публике новую работу «Днепр утром», однако общество скептически приняло это полотно. Летом 1881 года Куинджи устроил выставку двух работ: «Березовая роща» и «Лунная ночь на Днепре», после которой двадцать лет не показывал свои произведения широкой публике.

Он перебрался в Крым, где продолжил творить, пробуя себя в разных стилях, находясь в поиске новых пигментов и грунтовых основ для красок, необходимых для сохранения первоначальной яркости работ. Там он создал самый светлый свой пейзаж «Море. Крым».

Вскоре Куинджи стал руководителем пейзажной мастерской Высшего художественного училища при Академии художеств и в летние месяцы вместе с учениками проводил пленэры в своем имении Крыма.

В 1901 году Архип показал своим ученикам несколько работ и в ноябре того же года организовал последнюю публичную персональную выставку.

За десять лет до смерти Куинджи создал три свои знаменитые работы: «Радуга», «Красный закат», «Ночное».

В 1910 году на фоне больного сердца художник заболел воспалением легких и умер 11 июля 1910 года.

Свою единственную жену Архип Иванович встретил в Мариуполе, когда богатый торговец мехами Леонтий Спиридонович Кетчерджи (Шаповалов) заказал молодому бедному художнику портрет своей дочери. Вера была моложе Архипа на 13 лет, но даже разница в возрасте и социальном положении не оттолкнула возлюбленных. Однако благословение отца на брак молодые получили, лишь когда Куинджи стал известным столичным живописцем, чьи картины стали покупать крупнейшие меценаты, а Вера окончила институт благородных девиц в Керчи.

Вера Леонтьевна стала верным спутником своего талантливого супруга. Она вела домашнее хозяйство, в обществе практически не появлялась. Детей у пары не было, всю совместную жизнь они занималась благотворительностью. За два года до смерти Куинджи создал Общество художников своего имени для поддержки молодых и нуждающихся живописцев.

Весь свой капитал после смерти художник завещал Обществу имени Куинджи. Жене назначалась ежегодная пенсия в размере 2500 рублей. В завещании также были упомянуты все живые на тот момент родственники художника, часть денег была пожертвована церкви, в которой его крестили, для основания школы его имени.

Архипа Ивановича похоронили на Смоленском православном кладбище города Санкт-Петербурга. В 1952 году прах художника и надгробие перенесли на Тихвинское кладбище Александро-Невской лавры. Любящая супруга пережила художника всего на десять лет и умерла в Петрограде в 1920 году.

Варвара ВОЗНЕСЕНСКАЯ
(по материалам российских изданий)

 

* Справка от «Вестей»

Урумский язык – относится к тюркской группе языков греков-урумов, проживающих в Северном Приазовье, куда они были переселены российским правительством из Крыма в 1778 году.

������.������� PR-CY.ru


Backstage at the Rockettes' Radio City Christmas Spectacular Sagan Rose : "This is our reindeer costume, which is how we start the show. This is the only costume that we get in our dressing rooms upstairs. All of these bells are hand-applied — everything is so custom, they do an amazing job for us. The leggings have an ombré effect. It's the smallest details that make the biggest difference." Raley Zofko: "It goes all the way down into our custom-designed LaDuca reindeer boot to look like a hoof of the reindeer. But our favorite part of this costume is our antlers. And — surprise surprise, I'm giving away a little story — they light up at the end [of the number], and we control that. We have a button that we press on a specific count, to specific music, on a specific step." Rose, left, and Zofko. pre bonded hairRacked: How much works goes into fitting each costume to each girl? Sagan Rose: "We start rehearsals at the end of September, and we usually have our fittings a couple weeks before that. But the costume shop is working tirelessly all year. They're so good about it, even if it's the littlest thing — they want to make it so custom and nice for us, because we do spend so much time in them and have so many shows. They want to make sure that we're comfortable. I've been doing the show for eight years now, so they keep my costumes for me year after year. But, you know, things change, bodies change. And if I ever come back and need alterations, it's very easy." Raley Zofko: "And stuff happens throughout the season because we're moving. We're athletes in our costumes. If something unravels, they instantly fix it either during the show or after the show. Everybody is just so on it and professional, and it's what makes the show run smoother." Sagan Rose

: "This is my personal favorite. I just feel kinda sassy, like a cliché Rockette. I t's all about the legs — the numbers starts just from our feet to the top of our skirts showing. So that's the focus of this costume. This is pretty close to the original version when they started the 12 Days of Christmas number here, which I want to say was about 10 years ago. It's so pretty with the lights and the colors and everybody in line together. So they really haven't had to change much." Raley Zofko: "The mesh is different because everyone's skin tone is different, so the wardrobe and costume department custom-dye it. And then we have our head pieces that we have to pin on, and then we do a bunch of head turns to make sure that those are bobby-pinned...after our seven and a half-minute minute tap number, we do kicks, which is pretty exhausting. Our show shoes actually have this battery-packed mic that goes in between the heel." Sagan Rose: "So all the taps are live. We get notes that are like, 'Make sure the heel sound on count is clearer, or sharper, or faster, or together.'" Racked: You'll go out in costume a lot for charity and publicity. Where are some of the fun places you go? remy hair extensionsRaley Zofko: "I got to do the New York Presbyterian children's hospitals last year and it was so wonderful to talk to the children that just need some holiday cheer and love. We literally had a dance party with them, so we danced with all of the kids in our costumes and they were looking at us like, 'Oh my gosh!'" Sagan Rose: "I think it's always fun to do the Macy's Day Thanksgiving Parade. That's when I first saw the Rockettes. I'm from Kentucky, and my grandmother brought my family up to New York when I was little and I was like, 'I want to do that one day.' The parade is a fun place to be in costume because it's a tradition to have us there, and you feel like it's a really big honor." Raley Zofko: "I have friends and family that come up just for the parade. I'm from Alabama, and they fly all the way up to sit in the stands to cheer on the Rockettes." Raley Zofko : "'Soldiers' is my favorite number because it's been in the show since its inception. I feel like I am part of history when I put this costume on. W e have the jacket, we have the pants, and we have the two and a half foot-high soldier hat.

Sagan Rose: "Liza Minnelli's father [Vincent] designed this, and he choreographed the number. And we do the same choreography, wear the same costume. It's really cool because you can see that Raley and I are not the same height — she is closer to the center because she's a taller girl, and I am on the very very end of the line. And when we line up we all want to seem that we are the same height, so they custom-make these jackets and pants to your height. My jacket might be a little shorter than hers so that everything matches in line." Raley Zofko: "These pants are foam pants. Because back in the day, when I started the show, they starched-pressed the pants. They stood up on their own — those were very intense." Sagan Rose: "You walk a little straighter, a little stiffer, and it's easier to perform the 'Parade of the Wooden Soldier' routine with the costume like that. And then we have our tap shoes and these round little fabric cheeks that we put on. We go through about 30,000 of those in a Christmas season. Some girls tape them to their cheeks, but I do Vaseline, because my cheeks are sensitive to the tape." Raley Zofko : "We actually get notes if our solider hat isn't straight up and down. What we do is we put their head up against the wall, so that it lines up so and the back of the hat is straight. If someone's hat is too tilted or too back, it could throw off the line completely. We'll get hat notes, like, 'Raley, your hat was a centimeter back!'" Racked: When you're going from a costume like '12 Days of Christmas' that's all about the legs to being completely covered up as a wooden soldier, what does that change in the way that you're dancing or the way that you're presenting yourself? Sagan Rose: "The costume department and the designers take into consideration what movement we're doing in each number. So I don't feel hindered because the movement is fit for this costume, and the costume is fit for the movement. In rehearsals, we rehearse for a month and a half without costumes, and you get used to that. Then you put on the costumes, and it changes the way you dance." Raley Zofko: "Along with what Sagan is saying, I feel like they take into consideration the simplicity of 'Soldiers' or the extravagance of '12 Days.' In 'Soldiers,' it's just about the formations and the history of the number, so they don't need that much movement. And '12 Days' is very in-your-face, and the costume is accordingly descriptive in that fashion." Raley Zofko : "This is the 78-second change that we were talking about. We have our dress and the coats — right here we have green stripes but there's also red stripes as well. There are so many pieces to it, and we have to get out of all of ['Soldiers'] and get to this, and it's just organized chaos." Sagan Rose: "But it's so organized that it's not chaos! Depending on where you are in the line, there's red and green dresses. This jacket has really simple snaps that really get us in and out, because the change is so fast getting into it and it's choreographed getting these off [on stage]. It could be a little stressful if it wasn't so easy. It's kind of fun because, you know, we're human, and there are wardrobe malfunctions. So if someone's having trouble getting out of their coat, because we do get sweaty and things stick to you... Raley Zofko: "We stand next to each other in this number, too. Which is so funny because I'm so tall and you're so..." perruques cheveux naturelsSagan Rose: "Short. You can say it." Raley Zofko: "You're not as tall as I am. We've had the 'take the jacket off!' emergencies where you're praying the girl behind you can hear you and help you remove it." Racked: Is this where these little guys belong, fastened on the jacket? Sagan Rose: "These are the earrings, and they're there for the changes. We put them on the collar just to make it easy. You know where everything is — I know where to reach for my earrings even when I'm not looking. This is my last step of getting dressed." Racked: Is there ever any issue with the heavy makeup? Are you ever getting something on and you just take your face off on your dress? Sagan Rose: "It happens. We're sweating, we're working hard, and it gets hot underneath those lights. So occasionally, there's white fur near our face and we do get makeup on them, but wardrobe can handle something like that in a snap and by the next show it's clean." Sagan Rose : "So we go from glamorous, sparkly, sassy

Rockettes to this." Raley Zofko: "This is such a crowd pleaser, actually. This is one of my favorite numbers to perform, too. We get to go through the audience this year, which is so cool because we're dancing and stepping all jolly and you get to look at an audience member right in the face and say 'So be good, for goodness sake!' And some of them are freaked out, and some of them love it. This costume is awesome." Sagan Rose: "Everyone thinks that this is a real fat suit, like padded fat. But it's not — it's like a harnessed wire inner tube. We fit right in there and there's no padding down here. Everyone is really surprised that we're all jumping with that. It's nice that there is freedom in this, because we are doing such big movements. It's not necessarily pressed up against our bodies, so we can still move and jump around." Raley Zofko: "The thing that I want to point out here is the wig department — because we kind of get a little messy in our number, they curl our hair and fix this after every performance to make our Santa beards look real and authentic." Racked: Tell us about the space we're in right now — there are a lot of costumes in here. Raley Zofko: "This is the nap space, and lots of changes happen back here. The ensembles are back here, the Rockettes are back here — this is the largest space that we have to change." Sagan Rose: "There can be anywhere from ten to forty [costume] people back here." Raley Zofko: "We have about ten costume changes, and that's just as much choreographed backstage as it is on stage." Racked: Are you just throwing things off and leaving them in a pile for people to handle so you can get back out there? Sagan Rose: "We each have a spot that one or two girls will go to, and there's one dresser to about two girls. We have amazing, amazing dressers. As soon as we come off stage, we're running, and we know exactly where we're going, we know who to look for. It's even choreographed how, if we're changing together, I'll do my earrings first and my dress second and my shoes third, and she'll do her shoes first and her dress second and her earrings third." Raley Zofko: "It's as organized as a [quick] costume change can be." perruques cheveuxRaley Zofko: "This was a newly designed costume by Greg Barnes in 2014. There used to be a rag doll dress that was longer and less form-fitting, and this is cinched at the waist and shorter. And we have the cutest red-and-white striped tights. And underneath that, we have our custom-designed bloomers that I absolutely adore." Sagan Rose: "I wish I could purchase them at a store — they're that cute." Raley Zofko: "We have our glasses, and we have our wigs. This is a wire material that fits right on top of your head." Sagan Rose: "And they are actually pretty light on our heads. We keep the wig caps [from 'Dancing Santas'] on for that." Raley Zofko: "And then we have our Mary Jane tap shoes, which are also miked." Sagan Rose: "We charge the '12 Days of Christmas' tap shoes and these tap shoes after each show, just to make sure." Raley Zofko: "It's so much fun to be a rag doll and get to dance and make funny faces at your friend and look at the audience and blow them kisses." Sagan Rose: "A lot of us come up on the pit of the stage so we are literally this close to the audience, and there will be little kids in the front being like 'Oh my gosh!' They don't know what is happening, their minds are blown, so it's fun to play with them." Racked: You two are seasoned pros at eight and nine years. Has anyone in this cast been around for longer?

Raley Zofko: "There are girls that have been doing it for 16 years that are still in the line!" Racked: Do you have a memory of a favorite show that was a little bit out of the ordinary? Raley Zofko: "There's a gold cast and a blue cast, and I just transitioned from the gold cast." Sagan Rose: "The blue cast is all the morning shows. while the gold cast is all the evening shows." Raley Zofko: "But the gold cast hasn't been doing opening night — this year, when I transitioned to the blue cast, I got to do opening night. That was literally spectacular because there is just such an energy on opening night that I've never felt before. I don't really get nervous anymore. I've done it a lot, and the show is very similar in the ways it changes [from year to year]. I focus on the changes so that I know exactly what to not mess up on, or try to not mess up on. But I've never felt that much energy, love, and support. We had the other cast in the theater watching us, too." lace front wigsSagan Rose: "It was the best crowd I've had in eight years. I felt like a rock star." Racked: What has it been like to perform on this huge world stage, and how is it different to perform elsewhere? Sagan Rose: "Well, to me, I feel like Radio City is my second home. I feel so comfortable on stage and I feel like we all have a bond, especially during the holidays, because a lot of us are from different places and don't have families here. I just feel so at home and so at peace on this stage. [But] when we do travel and perform outside, it's always a nice, different energy that you get." Raley Zofko: "It might be a little bit nerve-wracking in a different way, but it's just as exciting. It's just different — you can't really compare Radio City to outside venues because there's that sense of comfortability on this stage." Sagan Rose: "This is one of my favorites to wear — like '12 Days of Christmas,' the legs are highlighted. With this design, they really wanted to emphasize that every snowflake, like every Rockette, is different, but we come together to make a beautiful snowstorm. So there are six designs of this costume in six colors. All of these straps [on the top] are the biggest change."

Raley Zofko: "On my purple costume, I don't have any of these straps in the front at all. And then we have multiple cuffs and ribbons with rhinestones, and everything is covered in Swarovski crystals. Like what Sagan said, every Rockette is different, and every costume is different, and that's what they try to do with this design. And I think it's so gorgeous. On stage, it's beautiful — with the choreography in the mix, we're beautiful snowflakes dancing in a snowstorm." Sagan Rose: "Linda Haberman was the choreographer for this, and she really emphasized that she really wanted to bring our individual personalities to the stage and celebrate that. Because when you think of the Rockettes you think of a big group of women, but we all are different and have different personalities and different ways that we dance. So it's a really nice number to perform." Raley Zofko: "And then on our LaDuca shoes, the color is painted to match our tights, and the heels have Swarovski crystals on them." Sagan Rose: "This heel is different than our other ones, because it's about a half inch higher to continue the line of the leg. It's a leggy costume." cosplay wigsRacked: What advice would you give to Rockette hopefuls? Sagan Rose: "Taking ballet is very important for dancers, because if you have that good technique background, it will show in anything you do." Raley Zofko: "Tap is very important, too. All versions and styles of dance are important for Rockettes because we are proficient in all of it. I would say take as many classes as often as you can and focus on your technique." Sagan Rose: "And any job, especially in the performing arts industry, is so specific in what they need. So one year, they might need a tall girl, or they'll need a shortish girl for my spot. I think it's perseverance — If you have a goal, don't ever take no for an answer." Raley Zofko: "I would finish that off with dream big, and don't ever lose sight of your dreams. I'm from a small town in the very tip of Alabama and there's not very much dance and entertainment and theater down there. So when I first started dancing, I didn't necessarily know what was out there. And it was just once upon a time — Sagan said she saw the Rockettes at the Macy's Thanksgiving Day Parade and so did I — and I thought, 'That is glamorous, that is beautiful. They are dancing, and I dance.' And it just became a tiny little dream that grew into a big dream, and now it's my life. It's just so unbelievable that it actually came true."