Прорвало!

Печать
PDF

(Продолжение. Начало в №№ 47, 48)
Третью неделю тема Вооруженных Сил Российской Федерации продолжала оставаться одной из ведущих в центральных СМИ -  слишком велик оказался интерес общества к нашему инструменту глобальной внутренней и внешней политики. Слишком тяжелы для страны могут оказаться последствия от неправильного ухода за ним.

Одиннадцать уголовных дел, возбужденных против ОАО «Оборонсервис» о коррупции, злоупотреблении должностными полномочиями и т.п., говорят сами за себя. Государству нанесен ущерб, исчисляемый суммой более пяти миллиардов рублей. Бывший Министр Обороны Российской Федерации Анатолий Сердюков пока не привлекается в качестве обвиняемого по какому-либо из вышеупомянутых уголовных дел. В своих комментариях представители следственного Комитета РФ старательно не упоминают про сердюковский след во всех этих делах. Правда, и заявлений о том, что Сердюков «не знал», тоже нет. Потому что Главным военным прокурором Сергеем  Фридинским неоднократно выносились предписания об устранении именно тех нарушений, по которым впоследствии и были возбуждены уголовные дела. (Одно из таких прокурорских требований мы приводим ниже). Наша газета продолжает публикацию отрывков из монографии военных ученых под общим руководством доктора экономических наук генерала-полковника Воробьева Василия Васильевича. Забегая вперед, скажу: выводы, сделанные в монографии, говорят лишь об одном – военная реформа была провалена.
В публикуемых отрывках целая глава посвящена злополучному  ОАО «Россоборонсервису». Итак:
«Основной специализированной организацией для материально-технического обеспечения Вооружённых Сил стало ОАО «Оборонсервис», учредителем которого являлась Российская Федерация, а права учредителя переданы Минобороны. На момент создания данное ОАО объединяло 341 организацию (см. таблицу 6.1.), зарегистрирован уставный капитал в размере 10,5 млрд руб. ОАО «Оборонсервис» подведомственно девять ОАО, в его распоряжении находится 100% минус 1 акция72.
Организации, входящие в холдинг «Оборонсервис»
Наименование ОАО
Количество объединённых организаций на момент создания
«Авиаремонт»    39
«Спецремонт»    57
«Ремвооружение»    46
«Оборонстрой»    32
«Агропром»    66
«Оборонэнерго»    11
«Военторг»    64
«Красная звезда»    21
«Славянка»    5
Итого:    341
Приоритетные направления деятельности организаций, входящих в холдинг «Оборонсервис»:
Наименование ОАО    Приоритетные направления деятельности
«Авиаремонт»    
Гарантийное и сервисное обслуживание, модернизация, ремонт и утилизация авиационной техники в интересах Вооружённых Сил Российской Федерации, государственных и иных заказчиков, включая иностранных, а также внедрение новых технологий и разработок в данной области
«Спецремонт»    
Гарантийное и сервисное обслуживание, модернизация, ремонт и утилизация техники в интересах Вооружённых Сил Российской Федерации, государственных и иных заказчиков, включая иностранных, а также внедрение новых технологий и разработок в данной области
«Ремвооружение»      Гарантийное и сервисное обслуживание, модернизация, ремонт и утилизация вооружения и военной техники в интересах Вооруженных Сил Российской Федерации, государственных и иных заказчиков, включая иностранных, а также внедрение новых технологий и разработок в данной области
«Оборонстрой»    
Строительство и эксплуатация объектов в интересах Вооруженных Сил Российской Федерации, государственных и иных заказчиков, включая иностранных, а также внедрение новых технологий и разработок в данной области
«Агропром»    
Производство и поставка сельскохозяйственной продукции и продовольственных товаров в интересах Вооружённых Сил Российской Федерации, государственных и иных заказчиков, включая иностранных
«Оборонэнерго»    
Эксплуатация, обслуживание, ремонт, модернизация энергетических объектов в
интересах Вооружённых Сил Российской Федерации, государственных и иных заказчиков, включая иностранных
«Военторг»    Торгово-бытовое обслуживание и организация питания в интересах Вооружённых Сил Российской Федерации, государственных и иных заказчиков
«Красная звезда»    
Производство полиграфической продукции и осуществление деятельности в сфере культуры, кинематографии и средств массовой информации в интересах Вооружённых Сил Российской Федерации, государственных и иных заказчиков
«Славянка»    
Предоставление гостиничных услуг в интересах Вооруженных Сил Российской Федерации, государственных и иных заказчиков, включая иностранных, выполнение работ по содержанию казарменно-жилищного фонда, уборке помещений, прилегающих территорий воинских частей и организаций.
Основными задачами введения системы аутсорсинга в материально-техническое обеспечение Вооружённых Сил являлись: исключение отрыва личного состава от занятий по боевой подготовке, освобождение командования от решения несвойственных ему задач, повышение качества предоставляемых услуг, передача аутсорсеру рисков хозяйственной деятельности, снижение затрат, издержек на брак и т.п.
Видимо, при правильной организации и государственном подходе по передаче некоторых функций обслуживания и обеспечения частей, соединений и организаций армии и флота на систему аутсорсинга, поставленные цели могут достигаться. Однако  практика её применения в течение трёх лет показывает, в основном, серьёзные
системные недостатки.
Специализированными организациями ОАО «РЭУ», ОАО «Славянка» и ОАО «Оборонэнерго», предназначенными, по мнению реформаторов, эффективно заменить ликвидированные квартирно-эксплуатационные органы, за всё время деятельности не были обеспечены и не проводились надлежащие мероприятия по подготовке многих военных городков, мест компактного проживания семей военнослужащих и других объектов Минобороны к эксплуатации в зимний период, созданию необходимых запасов топлива, качественному ремонту котельного оборудования, теплотрасс, текущему ремонту, содержанию зданий и сооружений. По этим причинам на объектах жилого и служебного фонда, водоканализационного хозяйства происходили многочисленные аварийные ситуации, приводящие к серьёзным, а порой чрезвычайным, последствиям.
Например, в начале 2012 года в н. п. Алакуртти (Мурманская обл.), в котором проживало более 6000 жителей, без отопления остались свыше 20 домов разной этажности, 978 человек были эвакуированы и размещены по несколько семей в одну квартиру, - оперативно решить проблемы с тепло-снабжением аутсорсеры не смогли.
В городке Петровское в Ленинском районе Мос-ковской области (в 9 км от МКАД) системы отопления и энергоснабжения работали с перебоями, в аварийном состоянии находились канализационные коммуникации, стоки из них текли по открытым канавам. С декабря 2010 года городок захламлен упавшими во время «ледяного дождя» ветками деревьев, уличное освещение длительное время отсутствовало, дороги от снега в зимний период не очищались, регулярный вывоз мусора не осуществлялся, капитальный и текущий ремонт домов не проводился. Многочисленные обращения жителей на состояние жилищно-коммунального хозяйства и качество услуг в ОАО «Славянка», ОАО «РЭУ», ОАО «28 электричес-кие сети», Минобороны и даже к Президенту РФ ситуацию практически не меняли.
Из-за низкой температуры воздуха в казармах в период сильных морозов, в частях Ужурского ракетного соединения (Красноярский край), произошла вспышка простудных заболеваний среди военнослужащих по призыву и смерть от пневмонии рядового Ивана Пермитина.
По вине ОАО «РЭУ» и ОАО «Славянка» продолжалась практика несвоевременных расчётов с компаниями - партнёрами за оказанные услуги по техническому обслуживанию и эксплуатации жилого фонда, поставку тепловой энергии. Это создавало критические ситуации, когда поставщики отключали от теплоснабжения военные городки, офицерские общежития и другие объекты. Такие факты, причём неоднократно, имели место в конце 2011 года и начале 2012 года в частях и объединениях Забайкальского края (Читинский гарнизон), на Черноморском флоте, в Саратовской, Курской областях и др. регионах России.
Рост цен при организации питания по лечебным пайкам в военно-медицинских учреждениях Минобороны России с 1 сентября 2010 года по государственному контракту, заключённому с ОАО «Военторг», по отношению к аналогичным ценам, установленным государственным контрактом с предыдущим поставщиком услуг со сроком действия по 31 августа 2010 года, составил: в ФГУ ГВКГ им. Н.Н. Бурденко - до 41,2%; в ФГУ 2 ЦВКГ им. П.В. Мандрыка - до 98,3%; в ФГУ 3 ЦВКГ им. А.А. Вишневского — до 33,9%.
Увеличение цен по основным пайкам при организации питания военнослужащих по государственным контрактам, заключённым Минобороны России с ОАО «Военторг», продолжилось в 2011 году. По сравнению с 2010 годом их рост составил от 11,2 до 24,1 %, что при ежегодном расширении сферы оказываемых услуг приводило к значительным дополнительным бюджетным расходам на эти цели. Парадоксально, но это происходило в условиях, когда государственные контракты Минобороны с ОАО «Военторг» по своему существу и ранее являлись, мягко выражаясь, очень лояльными. Минобороны России на период действия контракта передавало ОАО «Военторг» в безвозмездное пользование объекты имущества продовольственной службы, укомплектованные необходимым оборудованием, столово-кухонной посудой и инвентарём. Объекты должны были соответствовать требованиям, установленным нормативными актами для соответствующей категории имущественных комплексов, в том   числе санитарно-эпидемиологическим и санитарным нормам. Кроме того, Минобороны брало на себя обязанность производить замену и (или) капитальный ремонт вышедшего из строя оборудования и имущества в соответствии с нормами обеспечения.
ОАО «Военторг», в свою очередь, взял на себя обязательство самостоятельно приобретать материальные и иные ресурсы, необходимые ему для оказания услуг, за исключением коммунальных услуг, технологического, холодильного и немеханического оборудования, весоизмерительных приборов, столово-кухонной посуды и инвентаря, выполнять текущий ремонт оборудования.
Из всего объема услуг по организации питания военнослужащих (в рамках заключённых на 2011 год государственных контрактов) дочерними акционерными обществами ОАО «Военторг» оказывалось менее 2% указанных услуг. Почти весь их объем (более 98%) оказывался иными соисполнителями, привлекаемыми ОАО «Военторг» в соответствии с условиями заключённых с Минобороны России государственных контрактов. При этом  стоимость сутодач по основным пайкам для соисполнителей в соответствии со спецификацией к заключённым договорам устанавливалась ОАО «Военторг» на 1% ниже стоимости указанных сутодач, определённых государственными контрактами, заключёнными с Минобороны России (плановая доходность ОАО «Военторг»). Сумма указанной комиссии в 2011 г. составила около 230 млн руб. Таким образом, только одна явно избыточная посредническая структура - ОАО «Военторг», действующая параллельно центральным органам военного управления, «отнимала» от бюджета Министерства обороны почти четверть миллиарда руб.
А какое же фактически при таком росте расходов предоставляется качество питания и продовольственного обеспечения? Вот несколько примеров из реальной жизни. ООО «Кейтеринг-Р», соисполнитель ОАО «Военторг», занимающееся продовольственным обеспечением войск (сил) в Приморье, в декабре 2011 года дважды выдавало в столовую сливочное масло и рыбу с истекшими сроками хранения и покрытые плесенью. Только решительность командования предупредила отравление личного состава. Контрагент ОАО «Военторг» ООО «Фуд-Комплекс» для питания отдыхающих в санаториях Кавказских минеральных вод приобретал мясо импортное, мороженное, производства США под названием «Оковалок» и производства Бразилии - «Толстый край». Ниже этого «края», видимо, остаётся только корм для собак. Фрукты и овощи в условиях Кавказа поставлялись импортного производства. Неоднократно закупалась рыба с запахом, хлеб (зачас-тую непригодный к употреб-лению) завозился из Нальчика при наличии в городах размещения санаториев местных хлебозаводов. И такое «снабжение» и «питание» организованы в условиях, когда средняя стоимость путевки с 12 111 руб. в 2008 году в 2011 г. возросла до 23 905 руб. (практически в 2 раза), а в 2012 году составляет около 26 000 руб. Предложенная аутсорсерами организация питания в санаториях фактически ликвидировала всё хорошее, что было накоплено ранее, когда поставщиками военных санаториев по основным продуктам - хлеб, мясо, молоко, фрукты и т.д. были, как правило, местные фермеры. На местах производились сезонные заготовки овощей, фруктов, картофеля, а также оптовые заготовки продуктов длительного хранения - макаронные изделия, крупы, сахар, что значительно снижало их стоимость и удешевляло цену пребывания отдыхающих в санаториях. На момент передачи в 2010 году организации питания в санаториях аутсорсеру стоимость сутодачи составляла 220 - 260 руб., на сегодняшний день  руководящим этим делом коммерсантам, стоимость сутодачи стала оплачиваться по цене 503 руб. 88 коп. (в том числе стоимость продуктов - 313 руб. 90 коп.). Если раньше жалобы на питание были редкими случаями, то с приходом аутсорсеров они стали постоянными.
Организация обеспечения вещевым имуществом, содержание помещений в чистоте, уборка территорий далека от требований времени. По вине ООО «Авес-та» (контрагент ОАО «Военторг») на складе Читинского производственного комбината в конце 2011 года скопилось около 7 тонн грязного белья, из-за чего остатки чистого белья в частях Читинского гарнизона оказались практически исчерпанными. Там же на складе хранилось около 2 тонн белья из инфекционного отделения 324 окружного военного госпиталя. Серьёзные недостатки допускались коммерческими структурами, занимающимися капитальным строительством и ремонтом военной техники. Особенно много нарушений было в их деятельности по использованию государственных средств (завышение цен, приписки объёмов и стоимости выполненных работ и другие злоупотребления с разбазариванием и расхищением материальных ценностей и денежных средств), о чём указано в соответствующих главах настоящей книги.
Видимо, реальнее о положении дел с расходованием бюджетных средств, выделяемых Минобороны на обеспечение жизнедея-тельности войск, чем об этом сказано в представлении заместителя Генерального прокурора Российской Федерации — Главного военного прокурора Министру обороны Российской Федерации от 25 января 2012 г., мы не скажем. Вот поэтому оно приводится в полном объеме.
ЗАМЕСТИТЕЛЮ
ГЕНЕРАЛЬНОГО
ПРОКУРОРА РФ
Министру обороны
РФ - главному военному прокурору Сердюкову А.Э. пер. Хользунова, 14,
Москва, Россия, К-160 25, 01. 2012 №2/4-2151/11 /935

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ
об  устранении
нарушений закона
Результаты прокурорских проверок свидетельствуют, что вследствие нарушений должностными лицами Министерства обороны Российской Федерации и ОАО «Оборонсервис» требований федерального законодательства, допущены факты неправомерного и неэффективного расходования бюджетных средств, выделенных на обеспечение жизнедеятельности войск.
Согласно распоряжениям Правительства Российской Федерации от 22.12.2009 № 2032-р и от 06.02.2010 № 155-р акционерные общества «Агропром» и «Военторг» определены единственными исполнителями ежегодно размещаемых заказов на
поставки продовольственных товаров и оказание услуг по организации питания военнослужащих.
В представленных замес-тителем Министра обороны Российской Федерации генералом армии Булгаковым Д.В. в Правительство Российской Федерации обос-нованиях к проектам выше-упомянутых распоряжений (от 23 ноября 2009 г. исх. № 205/16434 и от 21 января 2010 г. № 205/313) указано, что их реализация позволит обеспечить потребности
войск в продовольствии и услугах по ценам ниже рыночных силами предприятий, 100% акций которых принадлежат государству, а также сохранить и развивать их продовольственный потенциал.
Установлено, что эти обоснования не соответствуют действительности, поскольку государству принадлежит лишь по одной акции каждого из указанных предприятий. При этом своих функций они не выполняют, а фактически являются посредниками, так как более 98% закупаемых продовольствия и оказываемых услуг поставляют сторонние организации, собственное же производство приведено в упадок.
Так, для исполнения заключённых в ноябре-декабре 2010 года с Министерством обороны Российской Федерации государственных контрактов на поставку консервированных овощей общей стоимостью 483,23 млн руб.,  ОАО «Агропром» привлекло своё дочернее общество ОАО «Ростовское», которое ввиду отсутствия собственного производства закупило продукцию через посредническую организацию у ОАО «Консервсушпрод», ОАО «Торговый дом «Солнечный» и других производителей по ценам почти в два раза ниже предусмотренных государственными контрактами. Полученная прибыль перечислена на счета «фирм-однодневок» и похищена. Ущерб составил более 100 млн руб. (расследуется уголовное дело).
Подобные нарушения допущены и в 2011 году при заключении с ОАО «Агропром»  государственных  контрактов  на  поставку  крупы  гречневой  стоимостью 513 млн руб.. В целях их исполнения это акционерное общество заключило договор с тремя посредническими структурами на общую сумму 441 млн руб., получив прибыль в размере 72 млн руб.. Посредники приобрели это продовольствие ещё более чем на 70 млн руб. дешевле.
В целом по заключённым в 2010 - 2011 годах с акционерным обществом «Агропром» контрактам только по установленным фактам нарушений неэффективное использование бюджетных средств превысило более 1,5 млрд руб., цены на отдельные продовольственные товары превысили рыночные на 150 млн руб., недопоставлено продукции на 1,5 млрд руб., заменено свыше 400 тонн некачественного продовольствия, вследствие чего данному общест-ву предъявлены претензии на общую сумму, превышающую 10 млрд руб.
Его экономическая деятельность и контрольно-управленческие функции в отношении находящихся в его ведении сельскохозяйственных предприятий осуществлялись неэффективно (бывшие генеральные директора Липницкий Т.В. и Дынькова Н.Н.), что ухудшило их финансовое состояние, привело к нерентабельности, в связи с чем производится реализация их активов.
О необходимости принятия мер по устранению нарушений законодательства руководству Министерства обороны Российской Федерации и ОАО «Оборонсервис» указывалось во внесённых в октябре 2011 года представлениях, однако, положение дел не меняется, а решение о прекращении полномочий Дыньковой Н.Н. принято лишь в декабре этого года.
Привлечение акционерным обществом «Военторг», не имеющим собственных производственных мощностей, посредников к организации питания военно-служащих привело к тому, что только по выявленным фактам завышение стоимости оказанных услуг составило более 500 млн руб. Такая организация работы привела и к снижению качества питания военнослужащих. Привлечённые ОАО «Военторг» хозяйственные общества «Ресторан Сервис Плюс», «Митком», «Централ-Кайтеринг», «Дарс-рбп», «Мегаполис», «Астроград» и другие допускали нарушения правил приготовления пищи и санитарно-эпидемиологических требований, что повлекло более 60 фактов массовых заболеваний военнослужащих и материальные претензии заказчика на сумму, превышающую 20 млн. руб.
В Западном, Центральном и других военных округах (флотах) выявлены и иные нарушения законодательства, в том числе связанные с незаконной постановкой военнослужащих на довольствие и привлечением их к работам, отнесённым государственными контрактами к обязанностям ОАО «Военторг».
Такому положению дел способствуют упущения на этапе планирования и размещения заказов со стороны должностных лиц Департамента ресурсного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации (полковник Кузьменков A.M.) и Департамента Министерства обороны Российской Федерации по ценообразованию продукции военного назначения (Яшина А.В.), а также отсутствия контроля со стороны Контрольно-финансовой инспекции Министерства обороны Российской Федерации (Козлова Е.В.).
По результатам прокурорских проверок внесено свыше 130 представлений об устранении нарушений закона, к административной ответственности привлечено более 60 работников - поставщиков товаров и услуг, возбуждено 14 уголовных дел, однако положение дел к лучшему не меняется.
Системный характер выявляемых нарушений требует Вашего вмешательства.
Руководствуясь статьями 22 и 24 Федерального Закона «О прокуратуре Российской Федерации»,
ПРЕДЛАГАЮ:
1. Принять меры по устранению нарушений закона, указанных в представлении, а также обстоятельств, им способствующих.
2. В целях обеспечения законного и рационального использования бюджетных средств разработать и реализовать меры организационного и нормативно-правового характера, исключающие участие посреднических структур в системе продовольственного обеспечения Вооружённых Сил Российской Федерации, в том числе внести установленным порядком в Правительство Российской Федерации предложения о пересмотре решений об определении акционерных обществ «Агропром» и «Военторг» единственными поставщиками.
3. С привлечением Контрольно-финансовой инспекции Министерства обороны Российской Федерации проверить в первом полугодии 2012 года финансово-экономическую и хозяйственную деятельность органов военного управления Министерства обороны Российской Федерации и входящих в структуру ОАО «Оборонсервис» организаций при планировании, размещении и исполнении в 2011 году государственного оборонного заказа на продовольственное обеспечение Вооруженных Сил Российской Федерации. Принять меры к возмещению причинённого материального ущерба.
4.    Решить вопрос о привлечении к дисциплинарной и материальной ответственности должностных лиц, допустивших вышесказанные нарушения законодательства.
О принятых мерах прошу сообщить.

Государственный советник юстиции 1 класса 
С. Фридинский».

Вячеслав СКАЛАЦКИЙ.

������.������� PR-CY.ru


Backstage at the Rockettes' Radio City Christmas Spectacular Sagan Rose : "This is our reindeer costume, which is how we start the show. This is the only costume that we get in our dressing rooms upstairs. All of these bells are hand-applied — everything is so custom, they do an amazing job for us. The leggings have an ombré effect. It's the smallest details that make the biggest difference." Raley Zofko: "It goes all the way down into our custom-designed LaDuca reindeer boot to look like a hoof of the reindeer. But our favorite part of this costume is our antlers. And — surprise surprise, I'm giving away a little story — they light up at the end [of the number], and we control that. We have a button that we press on a specific count, to specific music, on a specific step." Rose, left, and Zofko. pre bonded hairRacked: How much works goes into fitting each costume to each girl? Sagan Rose: "We start rehearsals at the end of September, and we usually have our fittings a couple weeks before that. But the costume shop is working tirelessly all year. They're so good about it, even if it's the littlest thing — they want to make it so custom and nice for us, because we do spend so much time in them and have so many shows. They want to make sure that we're comfortable. I've been doing the show for eight years now, so they keep my costumes for me year after year. But, you know, things change, bodies change. And if I ever come back and need alterations, it's very easy." Raley Zofko: "And stuff happens throughout the season because we're moving. We're athletes in our costumes. If something unravels, they instantly fix it either during the show or after the show. Everybody is just so on it and professional, and it's what makes the show run smoother." Sagan Rose

: "This is my personal favorite. I just feel kinda sassy, like a cliché Rockette. I t's all about the legs — the numbers starts just from our feet to the top of our skirts showing. So that's the focus of this costume. This is pretty close to the original version when they started the 12 Days of Christmas number here, which I want to say was about 10 years ago. It's so pretty with the lights and the colors and everybody in line together. So they really haven't had to change much." Raley Zofko: "The mesh is different because everyone's skin tone is different, so the wardrobe and costume department custom-dye it. And then we have our head pieces that we have to pin on, and then we do a bunch of head turns to make sure that those are bobby-pinned...after our seven and a half-minute minute tap number, we do kicks, which is pretty exhausting. Our show shoes actually have this battery-packed mic that goes in between the heel." Sagan Rose: "So all the taps are live. We get notes that are like, 'Make sure the heel sound on count is clearer, or sharper, or faster, or together.'" Racked: You'll go out in costume a lot for charity and publicity. Where are some of the fun places you go? remy hair extensionsRaley Zofko: "I got to do the New York Presbyterian children's hospitals last year and it was so wonderful to talk to the children that just need some holiday cheer and love. We literally had a dance party with them, so we danced with all of the kids in our costumes and they were looking at us like, 'Oh my gosh!'" Sagan Rose: "I think it's always fun to do the Macy's Day Thanksgiving Parade. That's when I first saw the Rockettes. I'm from Kentucky, and my grandmother brought my family up to New York when I was little and I was like, 'I want to do that one day.' The parade is a fun place to be in costume because it's a tradition to have us there, and you feel like it's a really big honor." Raley Zofko: "I have friends and family that come up just for the parade. I'm from Alabama, and they fly all the way up to sit in the stands to cheer on the Rockettes." Raley Zofko : "'Soldiers' is my favorite number because it's been in the show since its inception. I feel like I am part of history when I put this costume on. W e have the jacket, we have the pants, and we have the two and a half foot-high soldier hat.

Sagan Rose: "Liza Minnelli's father [Vincent] designed this, and he choreographed the number. And we do the same choreography, wear the same costume. It's really cool because you can see that Raley and I are not the same height — she is closer to the center because she's a taller girl, and I am on the very very end of the line. And when we line up we all want to seem that we are the same height, so they custom-make these jackets and pants to your height. My jacket might be a little shorter than hers so that everything matches in line." Raley Zofko: "These pants are foam pants. Because back in the day, when I started the show, they starched-pressed the pants. They stood up on their own — those were very intense." Sagan Rose: "You walk a little straighter, a little stiffer, and it's easier to perform the 'Parade of the Wooden Soldier' routine with the costume like that. And then we have our tap shoes and these round little fabric cheeks that we put on. We go through about 30,000 of those in a Christmas season. Some girls tape them to their cheeks, but I do Vaseline, because my cheeks are sensitive to the tape." Raley Zofko : "We actually get notes if our solider hat isn't straight up and down. What we do is we put their head up against the wall, so that it lines up so and the back of the hat is straight. If someone's hat is too tilted or too back, it could throw off the line completely. We'll get hat notes, like, 'Raley, your hat was a centimeter back!'" Racked: When you're going from a costume like '12 Days of Christmas' that's all about the legs to being completely covered up as a wooden soldier, what does that change in the way that you're dancing or the way that you're presenting yourself? Sagan Rose: "The costume department and the designers take into consideration what movement we're doing in each number. So I don't feel hindered because the movement is fit for this costume, and the costume is fit for the movement. In rehearsals, we rehearse for a month and a half without costumes, and you get used to that. Then you put on the costumes, and it changes the way you dance." Raley Zofko: "Along with what Sagan is saying, I feel like they take into consideration the simplicity of 'Soldiers' or the extravagance of '12 Days.' In 'Soldiers,' it's just about the formations and the history of the number, so they don't need that much movement. And '12 Days' is very in-your-face, and the costume is accordingly descriptive in that fashion." Raley Zofko : "This is the 78-second change that we were talking about. We have our dress and the coats — right here we have green stripes but there's also red stripes as well. There are so many pieces to it, and we have to get out of all of ['Soldiers'] and get to this, and it's just organized chaos." Sagan Rose: "But it's so organized that it's not chaos! Depending on where you are in the line, there's red and green dresses. This jacket has really simple snaps that really get us in and out, because the change is so fast getting into it and it's choreographed getting these off [on stage]. It could be a little stressful if it wasn't so easy. It's kind of fun because, you know, we're human, and there are wardrobe malfunctions. So if someone's having trouble getting out of their coat, because we do get sweaty and things stick to you... Raley Zofko: "We stand next to each other in this number, too. Which is so funny because I'm so tall and you're so..." perruques cheveux naturelsSagan Rose: "Short. You can say it." Raley Zofko: "You're not as tall as I am. We've had the 'take the jacket off!' emergencies where you're praying the girl behind you can hear you and help you remove it." Racked: Is this where these little guys belong, fastened on the jacket? Sagan Rose: "These are the earrings, and they're there for the changes. We put them on the collar just to make it easy. You know where everything is — I know where to reach for my earrings even when I'm not looking. This is my last step of getting dressed." Racked: Is there ever any issue with the heavy makeup? Are you ever getting something on and you just take your face off on your dress? Sagan Rose: "It happens. We're sweating, we're working hard, and it gets hot underneath those lights. So occasionally, there's white fur near our face and we do get makeup on them, but wardrobe can handle something like that in a snap and by the next show it's clean." Sagan Rose : "So we go from glamorous, sparkly, sassy

Rockettes to this." Raley Zofko: "This is such a crowd pleaser, actually. This is one of my favorite numbers to perform, too. We get to go through the audience this year, which is so cool because we're dancing and stepping all jolly and you get to look at an audience member right in the face and say 'So be good, for goodness sake!' And some of them are freaked out, and some of them love it. This costume is awesome." Sagan Rose: "Everyone thinks that this is a real fat suit, like padded fat. But it's not — it's like a harnessed wire inner tube. We fit right in there and there's no padding down here. Everyone is really surprised that we're all jumping with that. It's nice that there is freedom in this, because we are doing such big movements. It's not necessarily pressed up against our bodies, so we can still move and jump around." Raley Zofko: "The thing that I want to point out here is the wig department — because we kind of get a little messy in our number, they curl our hair and fix this after every performance to make our Santa beards look real and authentic." Racked: Tell us about the space we're in right now — there are a lot of costumes in here. Raley Zofko: "This is the nap space, and lots of changes happen back here. The ensembles are back here, the Rockettes are back here — this is the largest space that we have to change." Sagan Rose: "There can be anywhere from ten to forty [costume] people back here." Raley Zofko: "We have about ten costume changes, and that's just as much choreographed backstage as it is on stage." Racked: Are you just throwing things off and leaving them in a pile for people to handle so you can get back out there? Sagan Rose: "We each have a spot that one or two girls will go to, and there's one dresser to about two girls. We have amazing, amazing dressers. As soon as we come off stage, we're running, and we know exactly where we're going, we know who to look for. It's even choreographed how, if we're changing together, I'll do my earrings first and my dress second and my shoes third, and she'll do her shoes first and her dress second and her earrings third." Raley Zofko: "It's as organized as a [quick] costume change can be." perruques cheveuxRaley Zofko: "This was a newly designed costume by Greg Barnes in 2014. There used to be a rag doll dress that was longer and less form-fitting, and this is cinched at the waist and shorter. And we have the cutest red-and-white striped tights. And underneath that, we have our custom-designed bloomers that I absolutely adore." Sagan Rose: "I wish I could purchase them at a store — they're that cute." Raley Zofko: "We have our glasses, and we have our wigs. This is a wire material that fits right on top of your head." Sagan Rose: "And they are actually pretty light on our heads. We keep the wig caps [from 'Dancing Santas'] on for that." Raley Zofko: "And then we have our Mary Jane tap shoes, which are also miked." Sagan Rose: "We charge the '12 Days of Christmas' tap shoes and these tap shoes after each show, just to make sure." Raley Zofko: "It's so much fun to be a rag doll and get to dance and make funny faces at your friend and look at the audience and blow them kisses." Sagan Rose: "A lot of us come up on the pit of the stage so we are literally this close to the audience, and there will be little kids in the front being like 'Oh my gosh!' They don't know what is happening, their minds are blown, so it's fun to play with them." Racked: You two are seasoned pros at eight and nine years. Has anyone in this cast been around for longer?

Raley Zofko: "There are girls that have been doing it for 16 years that are still in the line!" Racked: Do you have a memory of a favorite show that was a little bit out of the ordinary? Raley Zofko: "There's a gold cast and a blue cast, and I just transitioned from the gold cast." Sagan Rose: "The blue cast is all the morning shows. while the gold cast is all the evening shows." Raley Zofko: "But the gold cast hasn't been doing opening night — this year, when I transitioned to the blue cast, I got to do opening night. That was literally spectacular because there is just such an energy on opening night that I've never felt before. I don't really get nervous anymore. I've done it a lot, and the show is very similar in the ways it changes [from year to year]. I focus on the changes so that I know exactly what to not mess up on, or try to not mess up on. But I've never felt that much energy, love, and support. We had the other cast in the theater watching us, too." lace front wigsSagan Rose: "It was the best crowd I've had in eight years. I felt like a rock star." Racked: What has it been like to perform on this huge world stage, and how is it different to perform elsewhere? Sagan Rose: "Well, to me, I feel like Radio City is my second home. I feel so comfortable on stage and I feel like we all have a bond, especially during the holidays, because a lot of us are from different places and don't have families here. I just feel so at home and so at peace on this stage. [But] when we do travel and perform outside, it's always a nice, different energy that you get." Raley Zofko: "It might be a little bit nerve-wracking in a different way, but it's just as exciting. It's just different — you can't really compare Radio City to outside venues because there's that sense of comfortability on this stage." Sagan Rose: "This is one of my favorites to wear — like '12 Days of Christmas,' the legs are highlighted. With this design, they really wanted to emphasize that every snowflake, like every Rockette, is different, but we come together to make a beautiful snowstorm. So there are six designs of this costume in six colors. All of these straps [on the top] are the biggest change."

Raley Zofko: "On my purple costume, I don't have any of these straps in the front at all. And then we have multiple cuffs and ribbons with rhinestones, and everything is covered in Swarovski crystals. Like what Sagan said, every Rockette is different, and every costume is different, and that's what they try to do with this design. And I think it's so gorgeous. On stage, it's beautiful — with the choreography in the mix, we're beautiful snowflakes dancing in a snowstorm." Sagan Rose: "Linda Haberman was the choreographer for this, and she really emphasized that she really wanted to bring our individual personalities to the stage and celebrate that. Because when you think of the Rockettes you think of a big group of women, but we all are different and have different personalities and different ways that we dance. So it's a really nice number to perform." Raley Zofko: "And then on our LaDuca shoes, the color is painted to match our tights, and the heels have Swarovski crystals on them." Sagan Rose: "This heel is different than our other ones, because it's about a half inch higher to continue the line of the leg. It's a leggy costume." cosplay wigsRacked: What advice would you give to Rockette hopefuls? Sagan Rose: "Taking ballet is very important for dancers, because if you have that good technique background, it will show in anything you do." Raley Zofko: "Tap is very important, too. All versions and styles of dance are important for Rockettes because we are proficient in all of it. I would say take as many classes as often as you can and focus on your technique." Sagan Rose: "And any job, especially in the performing arts industry, is so specific in what they need. So one year, they might need a tall girl, or they'll need a shortish girl for my spot. I think it's perseverance — If you have a goal, don't ever take no for an answer." Raley Zofko: "I would finish that off with dream big, and don't ever lose sight of your dreams. I'm from a small town in the very tip of Alabama and there's not very much dance and entertainment and theater down there. So when I first started dancing, I didn't necessarily know what was out there. And it was just once upon a time — Sagan said she saw the Rockettes at the Macy's Thanksgiving Day Parade and so did I — and I thought, 'That is glamorous, that is beautiful. They are dancing, and I dance.' And it just became a tiny little dream that grew into a big dream, and now it's my life. It's just so unbelievable that it actually came true."