КОГО ЗАКАТАЮТ В АСФАЛЬТ?

Печать
«Медиалогия» подготовила медиарейтинг первых лиц столиц – субъектов Дальневосточного федерального округа за октябрь 2015 года. С большим опережением в этом рейтинге лидирует глава Владивостока Игорь Пушкарев. Судя по тому, как развиваются события, частотность упоминания его фамилии в ближайшее время только усилится.

Но прежде чем начать цитирование одного длинного и скучного документа, напомним, что еще до того, как в 2004 году Пушкарев в 30 лет стал самым молодым российским сенатором, а в 2008 году – мэром Владивостока, он создал империю стройиндустрии (о том, как создавалась эта империя, см. в материале «Мэр и «Доширак», «Новая газета», № 124–125 от 8 ноября 2010 г.). К востоку от Байкала 100% цемента, гигантские объемы асфальта, щебня, бетона производятся на предприятиях, управляемых ООО «Востокцемент», которым, в свою очередь, руководят родные братья главы города Андрей и Владимир Пушкаревы.  
Став мэром, Игорь Пушкарев вышел из учредительства компаний, владеющих контрольными пакетами акций предприятий стройкомплекса. Во всяком случае, его налоговые декларации за последние годы показывают, что никакого отношения к «братскому» бизнесу он больше не имеет. Однако недавно выяснились любопытные подробности.
На официальном сайте ФАС размещено решение комиссии УФАС по Приморскому краю, которое стало итогом длившегося около года расследования по делу № 214/08 –2014, возбужденного по признакам нарушения администрацией города Владивостока антимонопольного законодательства. В свою очередь само дело было возбуждено на основании материалов, переданных минувшей осенью в приморское УФАС из краевого УФСБ (вх. № 66 от 25.09.2014).
Год комиссия изучала результаты торгов, муниципальные контракты, запрашивала документы и опрашивала свидетелей. В результате удалось установить, например, что за период с начала 2011-го по июль 2015 года муниципальными заказчиками, отвечающими за содержание жилого фонда, городских территорий и дорог, было проведено 426 закупок на общую сумму 8,95 миллиарда рублей, что вполне сопоставимо с годовым бюджетом Владивостока.
По результатам проведенных торгов МУПВ (муниципальное унитарное предприятие Владивостока) «Дороги Владивостока» 135 раз было признано победителем (единственным участником, соответствующим требованиям документации) и с ним были заключены муниципальные контракты (договоры) на общую сумму 7,14 миллиарда рублей (80% от всех заказов). При этом в большинстве торгов МУПВ «Дороги Владивостока» являлось просто единственным участником.
В качестве основного поставщика для МУПВ «Дороги Владивостока» выступало ООО «ДВ–Цемент», поставляющее продукцию (инертные строительные материалы), производимую ОАО «Спасскцемент», ОАО «Теплоозерский цементный завод», ОАО «СКАЦИ», ОАО «Владивостокский бутощебеночный завод», ОАО «Дробильно-сортировочный завод», ООО «Трилитон». Все эти компании, как подчеркивают антимонопольщики, находятся под управлением ООО «Востокцемент» и входят в одну группу юридических лиц.
В своем решении комиссия УФАС пишет: «Совокупностью имеющихся в деле материалов подтверждается, что со второй половины 2008 года (Пушкарев стал мэром в мае 2008.  – Ред.) администрация города Владивостока действовала недобросовестно, злоупотреб-
ляя правами, предоставленными законом о местном  самоуправлении, Уставом города Владивостока, федеральным антимонопольным и гражданским законодательством РФ».
Вот что показал один из свидетелей: «В мае 2008 года после назначения Пушкарева на должность главы Владивостока стали создаваться условия для проведения аукционов в интересах МУПВ «Дороги Владивостока» с целью обеспечения подконтрольным компаниям сбыта производимых инертных материалов (асфальт, бетон, щебень). Аукционы стали проводиться на большие суммы с условием 30–процентного  обеспечения контракта и отсутствием аванса. Данные условия создавались для того, чтобы не допустить на аукционы мелкие компании. МУПВ «Дороги Владивостока» стало закупать инертные материалы у подконтрольных Пушкареву компаний. При заключении договоров субподряда с МУПВ «Дороги Владивостока» в них стало прописываться, что для выполнения работ используются материалы заказчика, т. е. субподрядчики работают на давальческом сырье. При этом стоимость асфальта и бетона, закупаемого МУПВ «Дороги Владивостока» у ООО «ДВ–Цемент», была выше, чем у других производителей». Он же: «Заказчик каким-то образом видит, кто подал заявку, передает информацию в МУПВ «Дороги Владивостока», директор которого договаривается с представителями компании, подавшей заявку».
Вот другой свидетель, недолго работавший вице-мэром: «После избрания Пушкарева на должность главы г. Владивостока в мае 2008 года он начал вести политику по ликвидации подрядных организаций, осуществлявших работы по благоустройству города, и перераспределению полномочий на МУПВ «Дороги Владивостока» как единственного подрядчика».
Немало подобных свидетельств зафиксировано в ходе расследования.
Параллельно выяснились и другие схемы, позволяющие отсекать ненужных потенциальных участников торгов. Так, в течение последних полутора лет перед саммитом АТЭС, когда все подряд закатывалось в асфальт, действовало требование  30–процентного обеспечения контракта (позже оно было снижено до 10%). Суммы достигали десятков миллионов рублей, что было под силу далеко не всем участникам торгов. Собственно, у МУПВ «Дороги Владивостока» со свободными средствами тоже было не густо, поэтому здесь применялся нехитрый трюк: или банковская гарантия (при этом, как утверждает приморское УФСБ, большинство представленных муниципальным предприятием банковских гарантий были поддельными), или договоры поручительства. Поручителями выступали компании, принадлежащие семье Пушкаревых. Так, только в 2012 году ОАО «Спасскцемент» трижды выступило поручителем муниципального предприятия на общую сумму около 100 миллионов рублей.
Другой момент: в тех редких торгах (в своем документе УФАС приводит только 5), где принимали участие несколько компаний, начальную цену удавалось уменьшить от 10 до 25%. Там же, где монопольно царствовало МУПВ «Дороги Владивостока», а это 80% закупок, проводимых заказчиком за последние 5 лет, контракт заключался по начальной (максимальной) цене или с незначительным ее снижением на 1–2 шага (0,5–1%). Все это, естественно, происходило под жалобы мэра Игоря Пушкарева на катастрофическую нехватку средств в городском бюджете.
И еще одна цитата из упомянутого решения: «Добиться подобных результатов в течение длительного периода времени, по мнению Комиссии, невероятно вне наличия сговора между администрацией города Владивостока, МУПВ «Дороги Владивостока» и группой компаний, находящихся под управлением ООО «Востокцемент».
Процитируем и письмо в краевой УФАС из УФСБ от 19.11.2014 № 78/4/1–20113: «С целью постоянного сбыта строительных материалов группой компаний ООО  «Востокцемент», получения последними максимальной прибыли руководством администрации города Владивостока созданы условия для освоения МУПВ «Дороги Владивостока» практичес-
ки всего объема бюджетных средств, выделяемых на ремонт, строительство и содержание дорог города в рамках муниципальных
контрактов».
Приморские антимонопольщики пришли к однозначному выводу: и администрация Владивостока (Игорь Пушкарев), и ООО «Востокцемент» (братья Пушкаревы) являются стороной по запрещенному антимонопольным законодательством соглашению, при этом, снова цитирую, «большинство действий по реализации соглашения совершено с использованием метода «обхода закона».
Масштабы коррупции, творившейся во Владивостоке в течение 7 лет, не то что при попустительстве, а, как считают в краевых УФАС и УФСБ, с прямой подачи главы города Игоря Пушкарева, еще только предстоит оценить. Общую сумму антимонопольщики называть не стали, однако все собранные материалы вместе со своими выводами решили передать в правоохранительные органы, которым и предстоит теперь выступить в роли оценщиков.
Остаются, конечно, вопросы: а куда УФАС и УФСБ смотрели в течение предыдущих семи лет? И не связана ли нынешняя «правдорубская» активность с началом реализации проекта «Свободный порт Владивосток» и, естественно, обострившейся борьбой за конт-
роль над территорией?

Андрей ОСТРОВСКИЙ.     
(«Новая газета»).