Резиновая страда

Печать

Правительство Камчатского края проинформировало население о том, что 5 июня этого года стартовала очередная акция (проходит с 2020 года) по приему отработанной авторезины.

На Камчатке устроители акции планируют собрать 42,5 тысячи покрышек. Заместитель министра жилищно-коммунального хозяйства Виктория Расулова пояснила: «В этом году условия акции изменены: на один паспорт можно сдать 50 отработанных шин, в прошлом году принимали восемь. Также изменился порядок расчета: в этом году за одну покрышку полагается 50 рублей в денежном выражении и 50 социальных баллов в системе «КАМбалл». Также введено ограничение: шины от грузовых автомобилей приниматься не будут.

Акция не имеет временных ограничений… В прошлом году гражданами было сдано порядка 43 тысяч автомобильных шин. Они были утилизированы и переработаны в резиновую крошку, из которой изготавливают покрытие для спортивных и детских площадок, полимерпесчаные изделия. Данное мероприятие проводится не только для ликвидации накопленных населением покрышек, но и выработки правильной экологической привычки, которая в дальнейшем позволит реализовать на территории края экономику замкнутого цикла».

Социальные баллы в системе «КАМбалл» – это мертворожденное дитя, которое на Камчатке не работает, т.к. организации и предприятия, являющиеся партнерами этой системы, все издержки должны нести за счет своей прибыли, не получая взамен ничего, кроме слов благодарности. Решение о запрете приема покрышек от грузовых автомобилей труднообъяснимы с точки зрения здравого смысла. Но не будем придираться к этому решению представителей камчатского правительства, оно (решение) далеко не самое абсурдное.

Теперь поговорим об экономике замкнутого цикла. «Вести» посвятили «резиновой» теме две публикации: 14.10.2020 «Резиновый бум» и 02.12.2020 «Резиновый бум продлился недолго». Основной вывод, сделанный в указанных публикациях, заключался в следующем: на Камчатке недостаточно мощностей для переработки автопокрышек, и главное – объём получаемой продукции после утилизации негде реализовывать. То есть предприятия, занимающиеся утилизацией автопокрышек, будут работать себе в убыток. Для доказательства этого вывода произведем небольшие расчеты.

По данным ГИБДД, только в Петропавловске-Камчатском насчитывается около 126 тысяч легковых автомобилей. На каждый автомобиль приходится восемь автопокрышек: четыре с зимней резиной и четыре – с летней. По самым приблизительным подсчетам в краевом центре находится около миллиона автопокрышек. Средний срок службы комплекта авторезины составляет три года. Следовательно, около трети всех автопокрышек (примерно 330 тысяч) приходят в негодность каждый год. Если верить цифрам Правительства Камчатского края, то в год утилизируется одна восьмая часть от всех пришедших в негодность автопокрышек: из 330 тысяч штук на переработку поступает лишь 43 тысячи. Куда деваются остальные? Скорее всего, их вывозят на полигон твердых бытовых отходов и закапывают, либо создают несанкционированные свалки. И где госпожа Расулова разглядела в этом «резиновом» раскладе «экономику замкнутого цикла»?

В ноябре 2020 года на Камчатке с пафосом был представлен инвестиционный проект «Промышленный парк «Дальний», целью которого было создание специально организованной площадки для размещения новых промышленных производств с необходимыми инженерными инфраструктурами. Для многофункционального промышленного парка была отведена территория недалеко от микрорайона Дальний. В рамках этого проекта индивидуальный предприниматель Светлана Николаенцева разработала инвестиционный проект по переработке твердых бытовых отходов (ТБО), в том числе покрышек. Для предприятия по переработке ТБО было выделено 5,5 гектара земли. «Утилизаторы» планировали перерабатывать пять тонн покрышек за один рабочий день.

Прошло два с половиной года, но дальше планов, похоже, дело не пошло. Вероятно, новоявленные специалисты по утилизации ТБО наконец-то посчитали и поняли, что рынок сбыта утилизированной резины не соответствует ожидаемому получению прибыли. Хотя к этим выводам наша газета пришла значительно раньше «специалистов» из местного регионального правительства.

Но как сладко для неискушенного словоблудием уха звучали обещания о масштабных инвестициях, точках притяжения, панельных планированиях, дорожных картах, центрах компетенций и т.п. Как говаривал великий русский писатель-сатирик Михаил Салтыков-Щедрин: «Всякому безобразию свое приличие».

Вячеслав СКАЛАЦКИЙ