Редакторская колонка

Печать
Представьте себе учителя  российской глубинки, который свободно говорит по-английски или по-немецки,  владеет методами обучения, выходящими за рамки учебных занятий, т.е. профессионально понимает «стадии кризиса развития, индикаторы индивидуальных особенностей траектории жизни», ведет  «проектную деятельность»,  «полевую практику», умеет работать со всеми категориями детей, как с особо одаренными, так и отстающими в развитии, инвалидами, а также обучает детей, для которых русский язык не является родным.

Причем он должен владеть компьютерной грамотой, уметь работать в соцсетях, организовывать экскурсии и походы. Если ваше воображение еще кое-как справится с этой картиной, то представить себе всех учителей Российской Федерации с вышеперечисленными знаниями, умениями и навыками – переходит границы даже самой смелой фантазии.
Оказалось, нет ничего несбыточного. Министерство образования РФ в конце ноября 2013 года объявило новые стандарты, которым должен соответствовать российский учитель.  В этот судьбоносный для  учреждений школьного образования документ вошло все, что мы посчитали фантастичным.
С 1 января 2015 года новые стандарты должны вступить в законную силу. Мы связались с Министерством образования Камчатского края и попытались выяснить, каким образом наши учителя с 1 января следующего года все вдруг свободно заговорят на иностранном языке, станут профессиональными психологами  и т.п. Полагаем, требования к ним не должны исчерпываться предлагаемым супернабором. Нелишне будет им научиться стрелять из гранатомета, водить танк, метать гранату, пройти водолазную подготовку и научиться прыгать с парашютом. Тем, кому повезло жить рядом с морем, должны к тому же  ориентироваться по звездам, определять по вкусу уровень солености воды и уметь обращаться с парусами.
Остается загадкой, почему именно с 2015 года Министерство образования РФ вдруг решило, что  учителя начнут свободно изъясняться на иностранном языке? Что-то должно произойти такое, чего мы не знаем?  До настоящего времени никаких  мероприятий, направленных на подготовку наших учителей  с целью соответствовать заданным стандартам, в Камчатском крае не было. Да и как, скажите, можно  обучить человека иностранному языку за оставшиеся полтора месяца?  Разумеется, нужно приветствовать желание видеть в наших учителях  все, что задумали сановные чиновники от образования. Кстати сказать, новые стандарты очень вяло обсуждались учительским сообществом. Полагаю, что российские учителя просто не поверили в их реалистичность и не стали тратить время на пустую перепалку.  Они посчитали, что очередная фантазия Министерства образования  РФ рассосется сама собой.  Пока из Москвы не стали спрашивать, а что делают региональные власти для выполнения  этих невыполнимых требований?   Следуя природным циклам, осенней порой начали созревать и непопулярные решения. Учителя, которые не будут соответствовать стандартам, разумеется, не будут уволены,  иначе в школах останутся одни уборщицы. Но система наказания за неисполнение предъявляемых требований будет ужесточена. Отныне в пединститутах самой популярной  специальностью станет кафедра иностранных языков с углубленным изучением психологии, географии и информатики.
С нашей точки зрения, кажется странным, что руководители российского образования забыли про физкультуру. Нужно вменить в обязанность учителям на школьных переменах отжиматься по 20 раз от пола и приседать не менее 30 раз, не отрывая пяток от поверхности.  
И еще. Нам бы самим очень хотелось посмотреть учителя обновленного образца  2015 года. Хотя бы на одного, хотя бы одним глазом, хотя бы на одну секунду.

Вячеслав СКАЛАЦКИЙ.